?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

©Waffen-SS. All rights reserved

Наткнулся в «Википедии» на фотографию сортировочного пункта СС в Бжежинке для евреев, прибывающих в Освенцим: налево — концлагерь, направо — газовая камера. Там же небольшая история этой фотографии: она была снята одним из двух служащих СС, либо Эрнстом Хофманом, либо Бернардом Вальтером, фотографировавших на этом пункте новых заключенных. Вместе с другими, документирующими перевозку и сортировку венгерских евреев из Карпатской Руси, фотография находится в т. н. «Освенцимском альбоме», но зачем снимался этот альбом — до конца неясно.

Меня удивило, однако, что фотография защищается авторским правом. Объяснение «Википедии» таково: «…уникальное историческое изображение, авторские права на которое принадлежат, скорее всего, лицу, сделавшему снимок, либо организации, сотрудником которой это лицо являлось». Напомню, лицо, сделавшее снимок — сотрудник Schutzstaffel, организации, как хорошо известно, отвечавшей, в числе прочего, за добросовестную эксплуатацию концлагерей и своевременное убийство нетрудоспособных евреев.

Что случилось с авторскими правами, которыми владела SS, мне до конца не ясно, но, в результате некоего общеевропейского процесса со сладким названием «гармонизация авторского права», Германия оказалась достойной преемницей авторских прав гитлеровского правительства, и в результате права на воспроизведение военных фотографий не оказались в публичном владении. Говорят, что Бундесархив перелицензирует некую часть фотоархива под лицензию CC-BY-SA, но какую часть, мне неизвестно; кроме того, на фотографии из частных коллекций это, как я понимаю, не распространяется (вы можете законно владеть фотографией, сделанной гитлеровцами, но правом ее копирования владеет государство Германия либо какое-то германское официальное агентство, но не вы).

Вот я вроде все понимаю, что и законы хорошие сочиняли, и применяли, как надо, и хотели, как лучше, а вышло как всегда: какая-то грязь, немного неловко и апопупей копирайта. Холокост все-таки не Микки-Маус…

Кстати, объясните мне, непутевому, как оказывается авторское право у европейских государств? Все, что сделано государством, делается на деньги налогоплательщиков. В нашем американском понимании это означает, что право пользования всем этим им немедленно и принадлежит — авторского права на продукцию правительства нет по закону, и речи президента, фотографии Хаббла, компьютерные программы NIST и многое другое принадлежат нам всем. А в Европе так лихо придумали, что правительственные произведения принадлежат то какой-нибудь Короне, то правительству, то еще каким-нибудь упырям организациям. Вот скажите мне, кто понимает: почему загадочной европейской душе так больше нравится?

Tags:

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
andrei_koval
Sep. 13th, 2010 09:37 am (UTC)
Да, история про фотогорафию интересная. Есть над чем задуматься.
А у нас вот все права и вообще всё принадлежит Пу и паре десятков мерзавцев. Вот и весь сказ.
fregimus
Sep. 13th, 2010 09:59 am (UTC)
Вообще удивительно — целая страна с народом за несколько лет, прямо на глаза, перешла в частные руки. В Африке такое бывало, но не в таких, конечно, масштабах стран, как Россия.
(no subject) - andrei_koval - Sep. 13th, 2010 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 13th, 2010 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Sep. 13th, 2010 12:24 pm (UTC) - Expand
uxus
Sep. 13th, 2010 12:21 pm (UTC)
Вы про права на фотографiи?
avigmati
Sep. 13th, 2010 10:47 am (UTC)
всегда удивляло процентное соотношение потерпевших/агрессоров, неужели нельзя было например уебать вон того длинного и еще одного рядом, стволы забрать... или я боевиков насмотрелся, мал и глуп?
fregimus
Sep. 13th, 2010 11:07 am (UTC)
Нет, не смотрите боевики. Берегите голову. Есть такая книга Эли Визеля «Ночь» — не знаю, переводилась ли она, но рсли да, или если по-английски читаете, можете попробовать ее прочитать — многое понятно будет.
(no subject) - oleg96345 - Sep. 13th, 2010 11:45 am (UTC) - Expand
janatem
Sep. 13th, 2010 01:43 pm (UTC)
Я как-то встрял в одну дискуссию в ЖЖ, из которой вынес, что авторские (?) права немецких граждан перешли в public domain после поражения Третьего рейха. Т.е. союзники распорядились ими как трофеями. Да, звучит как-то глупо, но я сейчас не могу найти, эту дискуссию.
fregimus
Sep. 13th, 2010 03:32 pm (UTC)
Очень похоже на то. Американцы свою порцию Германии не дарили, кстати.
yurvor
Sep. 13th, 2010 02:40 pm (UTC)
Тут всё просто. Знаешь ещё, например, такой факт, что срок авторского права после смерти автора всё время продлевается... чтобы "Майн Кампф" не оказалось в публичном доступе?

Изначально это было сделано для того, чтобы юридически _запретить_ публикацию и распространение этих материалов.
fregimus
Sep. 13th, 2010 03:36 pm (UTC)
Ух ты, рихтуют историю. Судя по тому, как при этом народ довольно безмолвствует, дело кончится еще одним Адольфом…
(no subject) - yurvor - Sep. 13th, 2010 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 13th, 2010 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 13th, 2010 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janatem - Sep. 13th, 2010 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 13th, 2010 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janatem - Sep. 13th, 2010 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 13th, 2010 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janatem - Sep. 16th, 2010 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janatem - Sep. 16th, 2010 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 14th, 2010 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 14th, 2010 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Sep. 14th, 2010 07:36 pm (UTC) - Expand
fat_crocodile
Sep. 14th, 2010 07:01 pm (UTC)
оффтоп
Вдруг вы не в курсе

http://company.yandex.ru/technology/matrixnet

Вроде бы вы похожими вещами занимаетесь.

Текст написан для повышения уровня образование пользователей, но в конце две технические презентации, которые, я, правда, не читал. Но я всё равно в этом мало понимаю.
fregimus
Sep. 14th, 2010 07:27 pm (UTC)
Re: оффтоп
Я не совсем уловил, в чем вопрос, но, в любом случае, вам скорее ответит plakhov (не кинокритик) — это он, кажется, придумал.
Re: оффтоп - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:31 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - fregimus - Sep. 14th, 2010 07:53 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - fat_crocodile - Sep. 14th, 2010 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 14th, 2010 07:55 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - plakhov - Sep. 23rd, 2010 07:27 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Sep. 14th, 2010 08:47 pm (UTC)
Аффтарские права. Апофиегй.
User quasar_doubutsu referenced to your post from Аффтарские права. Апофиегй. saying: [...] ©Waffen-SS. All rights reserved [...]
Rainaldo Anonimato [isopenid.ru]
Sep. 20th, 2010 05:30 am (UTC)
Да в общем-то та же логика, которую Вы воспроизводите для "продукции правительства" (в "американском понимании"), действительна и для любого другого так называемого "объекта авторского права" - ни один из них не порождён замкнутой на единственного робинзона "культурой необитаемого острова".
А уж поскольку любое значимое явление в культуре приходит закономерно и неотвратимо "со всех сторон", то человек (или тем более организация), лишь по праву "схватившего первым" присваивая его себе - становится по сути вором, лишающим аналогичного права всех остальных. Что ж, мы ещё живём в счастливом мире, не успевшем (ввиду недавности явления) погрязнуть и т.п. Нашим потомкам это ещё может аукнуться куда дороже, чем пресловутые "налог на дыхание и дневной свет"...
aaluck
Oct. 30th, 2010 08:18 pm (UTC)
А вот и нет. СССР присоединился к соглашению об авторском праве в 1972 году. Более ранние иностранные произведения у нас в public domain.
( 40 comments — Leave a comment )