?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

felix sex

fratello_lew пишет (только пока не заглядывайте — там может оказаться разгадка):

venari lavari ludere ridere occest vivere - это надпись на доске для настольной древнеримской игры felix sex, на которую я наткнулась сейчас, подбирая латинские надписи для школы.

Вот я подумал: а что, если не заглядывая в гуголы, попробовать угадать, что это за игра? felix sex означает не то, что вы подумали, а «счастливые шесть». Слов тоже шесть, и шесть букв в каждом слове:

V E N A R I
L A V A R I
L V D E R E
R I D E R E
O C C E S T
V I V E R E


Больше я ничего не знаю; не знаю даже, дошли ли до нашего времени правила игры. Давайте их разгадаывать. Известно, что римляне знали игральные кости с 6, 10 и 20 гранями. Слова, кроме occest, означают, по порядку, «охотиться», «мыться», «играть», «смеяться», «жить», а occest вообще ничего не означает — возможно, придумано, чтобы в словах и буквах была какая-то система. Пока это все, что я могу сообразить. Ваш ход. Только, чур, не подглядывать!

Доб. occest = hoc или hocce est, как мне многократно заметили в комментариях. Тем не менее, кажется преднамеренным искажением.

Доб. Различных букв — 13. Частотность букв:

{{"a", 3}, {"c", 2}, {"d", 2}, {"e", 8}, {"i", 4}, {"l", 2},
{"n", 1}, {"o", 1}, {"r", 6}, {"s", 1}, {"t", 1}, {"v", 5}}

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
stoshagownozad
Jan. 15th, 2011 02:37 pm (UTC)
бросая кости, "ходить" в определенном порядке по квадрату, пока первым не составишь шесть любых других осмысленных слов?
fregimus
Jan. 16th, 2011 05:13 am (UTC)
Возможно.
vaniloquidorus
Jan. 15th, 2011 02:41 pm (UTC)
occest - это, по-моему, hoc est так записано
fregimus
Jan. 16th, 2011 12:36 am (UTC)
Да, точно. Но это ведь специально так.
andrei_koval
Jan. 15th, 2011 02:50 pm (UTC)
Именно, тоже хотел сказать: это hocce est, в "народном варианте".
fregimus
Jan. 16th, 2011 12:39 am (UTC)
Но это ведь неспроста так!
sizif73
Jan. 15th, 2011 03:07 pm (UTC)
Возможно надпись на доске чисто декоративная, а игра что-то вроде "камень-ножницы-бумага" - кто выкидывает старшее значение в паре - тот выиграл. На гранях кубика не числа, если мне склероз не изменяет, а слова кратко написаны.
Статья лет тридцать назад была в ТМ - "Бросок боевой тессеры".
fregimus
Jan. 16th, 2011 05:12 am (UTC)
Будет обидно, если надпись не имеет к игре никакого отношения.

А как могла бы выглядеть доска для игры «камень, ножницы, бумага»?
sizif73
Jan. 16th, 2011 01:59 pm (UTC)
Доска - нет. Надписи в моей версии просто напоминание кратких обозначений на гранях кубика. А "камень - бумага - имел ввиду, что не так, что имеется самое старшее, и самое младшее, и те что между ними, а для каждой грани есть старшие и младшие. Правда не готов представить правила такой игры для более чем двух игроков.
Как вариант, буква на котрой остановилась кость тоже добавляет что нибудь к значению.
sizif73
Jan. 16th, 2011 04:21 pm (UTC)
UPD "Секрет боевой тессеры" "Техника - молодежи" 8/90
По теме - пара абзацев с описаниями кубиков, по играм ничего.
asherin
Jan. 15th, 2011 03:34 pm (UTC)
Перевожу так:
"Кино, вино и домино - другого в жизни не дано."
fregimus
Jan. 16th, 2011 05:11 am (UTC)
Точно.
levkonoe
Jan. 15th, 2011 03:37 pm (UTC)
Наука умеет много гитик?
fregimus
Jan. 16th, 2011 12:42 am (UTC)
Да, надо подсчитать число разных букв.
kachur_donald
Jan. 15th, 2011 03:41 pm (UTC)
была какая-то схожая игра про пахаря Арепу... и там нужно было идти по доске так, как ходит пахарь.
только подробностей не помню, равно как и источника информации.
апд. воспользовалась искалками. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS совсем из другой оперы, хоть и квадратный.

Edited at 2011-01-15 03:49 pm (UTC)
fregimus
Jan. 16th, 2011 12:38 am (UTC)
sator — это просто квадрат, который читается и слева направо, и сверху вниз. На настольная игра.
fiviol
Jan. 15th, 2011 03:44 pm (UTC)
По диагонали, параллельной "большаку", читается слово "RADIO". Это явно итальянская провокация в пользу Маркони.:)
spamsink
Jan. 15th, 2011 04:31 pm (UTC)
Думаю, что просто ходили фишками по доске по определенному маршруту в зависимости от количества выпавших очков, и буква, на которой остановилось, означала, что нужно делать (типа chutes and ladders). Проигрывал тот, кто первым "умирал", т.е. добирался до конца слова vivere.
fregimus
Jan. 16th, 2011 07:40 am (UTC)
Вполне вероянто. Но какие могут быть правила? И почему occest?
stoshagownozad
Jan. 16th, 2011 01:10 pm (UTC)
а чтобы осмысленная фраза получалась. если бы там было вместо "мыться", скажем, "купаться" - то получалось бы, что "охотиться, купаться, смеяться, играть - вот это жизнь". правила вдруг такие же, как в "эрудите"? но вряд ли. да и количество осмысленных слов ограничено по одной-то фразе. то есть, либо фразы должны быть разные все время, либо буквы просто служат клетками для игры какой-нибудь типа шашек или рэндзю. В рэндзю на таком поле уже, наверное, можно играть хотя обычное поле там 13х13
fregimus
Jan. 17th, 2011 08:07 pm (UTC)
Можно «мыться», можно «купаться» перевести, так что фраза осмысленная.

Да, это точно насчет поиска слов — слова быстро иссякнут. Буквы-поля — почти наверняка. Что на полях делают буквы? Ваш вариант — буквы просто так, некая игра на поле 6×6 — тоже, конечно, возможен, но хотелось бы исследовать и варианты, где буквы нужны. Разных букв, если U и V объединить, 12 — тоже кратно 6. Тип поля? но 12 много. Разве только кидали 12-гранную кость… Здесь можно придумать уже несколько игр.

Давайте еще в другом каком-нибудь другом направлении подумаем?
stoshagownozad
Jan. 21st, 2011 01:55 pm (UTC)
О! А буквы кодируют поступки. согласно частотности. О! это ФАНТЫ!!!!! попадают на них согласно выпавшим очкам по правилу перемещения фишек... а кто попал на самую частотную букву, делает что-нить простое (тоже, возможно, из списка.. а ктому не повезло попасть на букву с миинмальной частотой, делает уж что-нить совсем невообразимое :))))
А?
klausnick
Jan. 15th, 2011 06:33 pm (UTC)
Если читать по диагонали слева сверху вниз, то получится vadese и luder.
bahamut_juice
Jan. 15th, 2011 09:43 pm (UTC)
не выдержал и погуглил.
iad
Jan. 16th, 2011 03:13 pm (UTC)
Маленькое замечание к добавлению о частотности букв: если надпись выполнена в древности, не надо различать «u» и «v».
fregimus
Jan. 16th, 2011 06:25 pm (UTC)
Ой. Я почему-то был уверен, что U здесь нет!
ijona_tihaja
Jan. 22nd, 2011 04:43 pm (UTC)
А вы сами так и не погуглили?
fregimus
Jan. 22nd, 2011 06:25 pm (UTC)
Я не хотел. Мне там, откуда я это принес, на мой комментарий с просьбой молчать и не подсказывать хозяйка журнала детально объяснила, зачем буквы. Видимо, пожалела, чтоб не мучился.

А вообще я и не собирался искать, я бы лучше поотгадывал еще. А вот прямо так тянет подглядеть ответ? Многих, я слышал, тянет, — ответ в конце задачника так и шепчет: подгляди меня! ну подгляди! — а меня вот никогда к нему не тянуло. Но, мне кажется, большинству людей хочется подглядеть ответ досрочно, нет?
ijona_tihaja
Jan. 24th, 2011 09:07 pm (UTC)
Меня тянет подлгядывать, когда я вижу, что исчерпала свои возможности. В данном случае можно было бы и побольше подумать, но я поняла, что условия задачи недостаточны для ее решения и получается не отгадывание, а фантазии. В противном случае отгадывала бы до последнего!

Большинство людей тянет... Но опять же, я подозреваю, тянет и том, в чем они не сильны. А где есть вера в себя, есть и азарт)
( 29 comments — Leave a comment )