?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://sakharov-today.livejournal.com/1965.html
А. Д. Сахаров. Не знаю, из какой книги:

«По желанию родителей первые пять лет я учился не в школе, а дома, в домашней учебной группе, сначала вместе с Ириной и еще одним мальчиком, звали его Олег Кудрявцев. После 4-х лет Олег и Ирина вышли из группы и поступили в школу, а я еще один год учился дома один. Три года учился дома мой брат Юра. А дочь дяди Вани Катя вообще никогда не училась в школе, а занималась в большой домашней группе (10–12 человек). […] Одним из учащихся Катиной группы был Сережа Михалков, впоследствии детский писатель и секретарь Союза писателей.

Вероятно, первоначальным инициатором домашнего обучения был дядя Ваня; мои родители и тетя Валя пошли по его пути. Это довольно сложное и дорогое, трудное начинание, по-видимому, было вызвано их недоверием к советской школе тех времен (частично справедливым) и желанием дать детям более качественное образование.

Конечно, для этого были свои основания. Действительно, более индивидуализированное обучение дает в принципе возможность двигаться гораздо быстрей, легче и глубже и в большей степени прививает самостоятельность и умение работать, вообще больше способствует (при некоторых условиях) интеллектуальному развитию.

Но в психологическом и социальном плане своим решением родители поставили нас перед трудностями, вероятно не вполне это понимая. У меня, в частности, очень развилась свойственная мне неконтактность, от которой я страдал потом и в школе, и в университете, да и вообще почти всю жизнь».

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
maksina
Mar. 26th, 2011 12:35 am (UTC)
Оборотная сторона медали...
fregimus
Mar. 26th, 2011 12:37 am (UTC)
Неконтактность? Ну, это он так решил, что причина в домашнем обучении. А сколько бук из школы выходит? Возможно, что просто характер такой.
(no subject) - komar28 - Mar. 26th, 2011 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 26th, 2011 04:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - inadia - Mar. 26th, 2011 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - komar28 - Mar. 26th, 2011 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 27th, 2011 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - komar28 - Mar. 27th, 2011 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - sizif73 - Mar. 27th, 2011 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 27th, 2011 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iad - Mar. 26th, 2011 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - tacente - Mar. 26th, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edo_rus - Mar. 26th, 2011 12:45 pm (UTC) - Expand
phyloxena
Mar. 26th, 2011 01:11 am (UTC)
Сережа Михалков, кажется, вполне контактный.
fregimus
Mar. 26th, 2011 02:21 am (UTC)
Да, секретарем СП без контактов никак не станешь. И знаменитый, извиняюсь, антикоспмополит, и при всех вождях в фаворитах, и гимн два раза сочинял. То нас вырастил Сталин, то уже не вырастил… Нет, погорячился А. Д., погорячился!
(no subject) - v1adis1av - Mar. 26th, 2011 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - marta_tarskaya - Mar. 26th, 2011 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - v1adis1av - Mar. 26th, 2011 07:30 am (UTC) - Expand
stoshagownozad
Mar. 26th, 2011 04:12 am (UTC)
вообще, современный мир предоставляет детям чудные возможности социализации вне школы. Спорт. Музыкальное обучение. Всякое другое там занятие искусствами. Интернет, в конце концов.
А Сахаров, вероятнее всего, был довольно неконтактен и в раннем детстве. Ничего, однако, букою не стал, вон какой молодец стал.
fregimus
Mar. 26th, 2011 04:39 am (UTC)
Да. И про высокую социализированность Сережи Михалкова выше уже говорили.
(no subject) - stoshagownozad - Mar. 26th, 2011 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - Mar. 26th, 2011 05:36 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Mar. 26th, 2011 06:42 am (UTC)
Домашнее обучение академика Сахарова
User matholimp referenced to your post from Домашнее обучение академика Сахарова saying: [...] что А.Д.Сахаров в школу не ходил. И вот по ссылке с http://fregimus.livejournal.com/145910.html [...]
matholimp
Mar. 26th, 2011 06:44 am (UTC)
Немедленно перепостил
antihydrogen
Mar. 26th, 2011 07:52 am (UTC)
Это демонстрирует, как именно человечество докатилось до современной концепции "Главная цель школы - социализация". Ходили вот так же в 70х в Германии, Франции и прочих Штатах в школу интроверты-отличники, а после школы обнаружили, что совершенно не приспособлены к жизни. Поскольку они таки были отличники, некоторые из них все таки как то пристроились, сделали карьеру, и начали писать статьи и книги о том, что самое важное для школьника - это научится общению с людьми и работе в команде, и как они постановили - так и сбылось. Теперь можно ждать выступлений, телеинтервью и подкастов от экстравертов-отличников, что главное в школе - дать знания, и это уже, кажется, началось.
tacente
Mar. 26th, 2011 09:21 am (UTC)
Экстраверты, тем более экстраверты-отличники, мне кажется, вообще не должны об этом вопросе сильно задумываться.
pahmutova
Mar. 26th, 2011 08:49 am (UTC)
Это кому как со школой повезло.
Есть такие школы, в которых хоть ты десять раз контактный от природы -- бирюком станешь.
А в хорошей школе да, обязательно заведёшь друзей и потом расставаться тяжко.
Вообще экстернатные, кто в универ приходил при мне, они действительно как примороженные каике-то были. Не знали элементарных каких-то неписанных правил отношений между людьми.
С Сахаровым многое становится понятней.
Лезть в политику, в социальные отношения, не умея толком общаться с людьми, не понимая их и не любя -- это как клеймо у большинства людей его круга.
justso123
Mar. 26th, 2011 09:59 am (UTC)
Мне кажется, тут путают две разные вещи: если неконтактность в природе человека, ему важно учиться взаимодействовать с другими, как-то компенсировать недостатки своего характера, и школа-сад-пионерлагерь дают для этого важный опыт (могу подтвердить на собственном опыте и на опыте других неконтактных по природе знакомых). У Оливера Сакса была история о женщине, потерявшей чувство проприоцепции: ей пришлось ориентироваться в своем теле, буквально оглядываясь на собственные руки и ноги. Обычному человеку такие хитрости ни к чему. Если человек контактен по природе, ему нет необходимости специально учиться взаимодействовать с людьми, у него и так получается.
elisapeyron
Mar. 26th, 2011 12:21 pm (UTC)
а меня отдали в сад в 8 месяцев. и у меня, не поверите, развилась поразительная неконтактность - в школе переросшая в хроническую мизантропию. в 5 классе, я решила стать физиком-ядерщиком, устроится работать на атомную станцию с целью совершения на ней диверсии :)

со школы в 9 классе сбежала и вместе с тем симптомы стали ослабевать и теперь я всех людей глубоко люблю. в интернете, преимущественно :)
fregimus
Mar. 27th, 2011 07:01 am (UTC)
…а потом настал 1986 год, и Вы поняли, что они прекрасно обойдутся и без диверсии.

Да, я школу ненавидел всей душой. 10 лет от звонка до звонка.

(no subject) - elisapeyron - Mar. 27th, 2011 07:43 am (UTC) - Expand
sizif73
Mar. 26th, 2011 09:51 pm (UTC)
Вот он от неконтактности страдал. Некоторые не страдают, они считают, что это не их проблемы.
fregimus
Mar. 27th, 2011 07:09 am (UTC)
«Доктор, я им не страдаю, я им наслаждаюсь».
(no subject) - sizif73 - Mar. 27th, 2011 08:11 pm (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )