?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Двое в одном

Полушария мозга связаны между собой большим плоским пучком нервных волокон, называемым мозолистым телом (corpus callosum). Мозолистое тело содержит 250 миллионов миелинизированных, белых аксонов. Полушария обмениваются сигналами исключительно через эту структуру.

Больным эпилепсией, болезнь которых не поддается лечению другими способами, делают хирургическую операцию по рассечению мозолистого тела. Известно, что такая операция, называемая каллозотомией, останавливает судорожные припадки. Побочным ее эффектом, однако, оказывается независимое функционирование полушарий мозга. Левое полушарие получает визуальную информацию из правых половин поля зрения обоих глаз и управляет правой половиной тела, а правому полушарию «достается» левая половина. В каждом из полушарий, фактически, находится своя личность со своей индивидуальной памятью, способностями и характером. Рамачандран описывает случай пациента с разделенными полушариями, одно из которых верующее, а второе — атеист.

В фильме демонстрируются эксперименты Майкла Газа́ниги (Michael Gazzaniga), одного из ведущих мировых исследователей случаев разделенного мозга, с пациентом, называемым в фильме Джо. Джо был прооперирован более 15 лет назад по причине тяжелой эпилепсии: с ним случалось до трех эпилептических приступов ежедневно.


http://www.youtube.com/watch?v=lfGwsAdS9Dc

В квадратных скобках мои дополнения или вопросы, вне скобок — честное описание того, что происходит, и комментарии из фильма.

01:30. Эксперимент с самим Аланом, автором фильма. В середине экрана показывается крестик, на котором испытуемый фокусирует внимание. Слева и справа от крестика на мгновение вспыхивают геометрические фигуры. Расположение их таково, что левая фигура оказывается в левой половине поля зрения, сигнал от которой поступает практически исключительно в правое полушарие, и, наоборот, правую фигуру «видит» только левое. Задача состоит в том, чтобы одновременно нарисовать фигуры двумя руками. У Алана ничего не получается.

02:15. Тот же эксперимент проводится с Джо. У Джо нет никаких трудностей с воспроизведением фигур двумя руками: каждое полушарие воспринимает только одну фигуру и рисует ее «своей» рукой — как будто задачу решают два человека.

03:00. Классический эксперимент, показывающий, что умение говорить локализовано в одном полушарии. Левое полушарие Джо говорящее, а правое — немое. Когда слово мелькает в правой половине экрана, Джо с легкостью читает и произносит его. Однако, он не может назвать слово, вспыхивавшее в левой половине. В левой половине показывается слово PHONE («телефон»), и Джо говорит: «я ничего не видел».

03:30.Экспериментатор просит Джо нарисовать левой рукой то, что он видел. Джо рисует нечто, напоминающее телефон, говорит, что не знает, что это такое. Экспериментатор подсказывает нарисовать еще раз. Левая рука рисует телефон, и Джо вдруг говорит: «А! Телефон!» Что здесь происходит? Для простоты можете думать, что в теле Джо находится два человека. Говорить может только Левый Джо, а слово «телефон» видел и прочитал только Правый Джо. Левый Джо действительно ничего не видел. Затем Правый Джо рисует подсказку Левому [писать Правый не умеет?]. Первый раз это не удается, Правый понимает это и рисует старательнее. Левый, наконец, понимает, что Правый подсказывает ему слово «телефон».

04:20. Левый Джо угадывает слово «церковь» по рисунку Правого, а затем «кошку».

04:50. Джо показывают два слова одновременно: TOAD («жаба») и STOOL («табуретка»). Вместе они составляют слово toadstool — «мухомор». Однако, Джо не в состоянии составить их вместе: слово TOAD прочитал только Правый Джо, а STOOL — только левый. Сначала Правый Джо рисует жабу, Левый Джо произносит stool, Правый слышит и рисует табуретку. [Правый Джо не составляет их вместе, хотя теперь он знает оба слова. Любопытно — кто знает, в чем дело, расскажите мне об этом подробнее. Похоже, что лингвистические способности Правого Джо изрядно ограниченны — так?]

05:40. Джо показывают два слова, BELL («колокол») и MUSIC («музыка»). После этого, ему демонстрируется меню из четырех картинок, где он должен указать на изображение слова, которое он только что видел. Джо показывает на картинку колокола. [Здесь я ничего не понимаю: правая рука, которой Джо выбирает картинку, принадлежит Левому Джо, который видел только «музыку». В описании эксперимента, насколько я помню, Джо должен указывать левой рукой, а в фильме он указывает правой. Что за чудеса?]

Экспериментатор спрашивает, почему он выбрал именно колокол. Джо отвечает: «Музыка.» — «Музыка?» — «Да, музыка… колокол… Только что, там… Последний раз, когда я слышал музыку, это был звон колокола.» — «Колокол там, снаружи?» — «Да.» Левый Джо, которому было показано слово «музыка», видел, как Правый показывает на колокол. Когда его спросили, почему он выбрал колокол, он придумывает объяснение, связующее слово «музыка» и изображение колокола, которое «он сам» выбрал. [По-видимому, действия второй личности, Правого Джо, Левый воспринимает, как свои собственные, а затем, по известной человеческой привычке сначала сделать, а потом подвести базу, рассказывает, почему будто бы он показал на колокол, и сам в это объяснение верит.] Обратите внимание, что три другие картинки — труба, барабанщики и орган — много более подходящи для иллюстрации слова «музыка», нежели колокол.

07:00. Джо — отдельно Левому и Правому — показывают знаменитые фантастические портреты работы Арчимбольдо, составленные из фруктов и других предметов. Затем каждый из двоих Джо должен выбрать на экране слово, описывающее, что он только что видел. Между словом «лицо» и другими, Правый Джо выбирает каждый раз «лицо», а Левый — «фрукты», «книги»: названия предметов, из которых составлена картина Арчимбольдо. Только Правый Джо умеет узнавать лицо так, как это делаем мы все — мгновенно и автоматически. Левый Джо не видит лица как целого. [Возможно, он научился узнавать лица по характерным частям, но, вероятно, делает это аналитически — нос, глаз… о, да это лицо! Ср. случай «человека, принявшего жену за шляпу» О. Сакса]

Tags:

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
remi_jakovlevic
May. 13th, 2011 12:49 pm (UTC)
При всём при том, если я правильно понял видео, Джо живет нормально. Фантастика. Спасибо.
fregimus
May. 13th, 2011 01:40 pm (UTC)
Да, причем каждый из них обоих думает, что он один.
(no subject) - radio_developer - Mar. 17th, 2013 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 17th, 2013 05:25 pm (UTC) - Expand
absentis
May. 13th, 2011 02:12 pm (UTC)
Очень любопытно, спасибо.
зы. А может, там и нет рационализации, и Джо действительно мимо церкви с колоколом проходил, когда шел на исследование? Нельзя исключать;)
fregimus
May. 13th, 2011 07:52 pm (UTC)
Совершенно верно. Этот эксперимент повторяли много раз с другими словами и иллюстрациями.
alisa_lebovski
May. 13th, 2011 03:00 pm (UTC)
Эта ситуация хорошо описана Лемом в романе "Мир на Земле", где подобной операции подвергся Ийон Тихий. Там ему удалось научить своего "правого" языку глухонемых и общаться с ним.
fregimus
May. 13th, 2011 07:54 pm (UTC)
Лем читал об исследованиях Газаниги — это известно.
vika_1_2
May. 13th, 2011 03:05 pm (UTC)
Ужас, полностью разрубать связь полушарий. Что-то средневековое в этой операции. Скорей бы уже разобрались в устройстве мозга, чтобы для излечения от судорог оперировать конкретную нервную связь.
fregimus
May. 13th, 2011 07:55 pm (UTC)
Зачем оперировать? Лучше дать таблетку, чтоб она сама выключилась.

С Вами трудно не согласиться — учитесь, работайте, разбирайтесь. Там хватит работы на всех, и еще останется!
boldyrevdenis
May. 13th, 2011 03:08 pm (UTC)
Спасибо за пост. СДелайте, плз, кнопку "перепост", чтобы можно было себе в журнал с легкостью отправить.
fregimus
May. 13th, 2011 07:41 pm (UTC)
Ни за какие коврижки.

Удобнее всего дать ссылку на пост с небольшой цитатой: кто заинтересуется, прочтет. Какой смысл в копиях?
(no subject) - malchikk - May. 15th, 2011 03:41 pm (UTC) - Expand
anny_key
May. 13th, 2011 04:00 pm (UTC)
С месяц назад перечитывала "Мир на Земле" Лема. Там, насколько могу судить, достаточно подробно и полно описан этот синдром, во всяком случае на то время. Но ответа, сколько Я, там нет.
spamsink
May. 13th, 2011 04:50 pm (UTC)
04:50 Может быть, действительно, это слово у Джо не в активе.

05:40 Да, мысль "рука не та" и у меня промелькнула.

Вот еще что интересно: т.к. изображение на сетчатке перевернуто, то в действительности в левое полушарие идут сигналы от левых половин сетчатки, а в правое - от правых. И это логично, т.к. глаза - часть мозга, и "скрещивание" их не затрагивает.
fregimus
May. 13th, 2011 08:15 pm (UTC)
Насчет появления рядом слов «перевернуто» и «логично»: вопрос очень непростой. Посмотрите комментарии здесь: http://ivanov-petrov.livejournal.com/1667813.html
(no subject) - spamsink - May. 13th, 2011 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 13th, 2011 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - May. 13th, 2011 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 13th, 2011 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - May. 14th, 2011 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 14th, 2011 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - May. 14th, 2011 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 14th, 2011 03:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - May. 14th, 2011 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 14th, 2011 04:10 am (UTC) - Expand
antihydrogen
May. 13th, 2011 04:51 pm (UTC)
Полушария за разными религиозными воззрениями - интересный теологический парадокс: будет ли верующая половина гореть в Аду за неверие атеистической? :)
fregimus
May. 13th, 2011 07:50 pm (UTC)
Именно этим вопросом Рамачандран и задавался…
janatem
May. 13th, 2011 07:13 pm (UTC)
Интересно, меня удивило, что «фигура оказывается в левой половине поля зрения, сигнал от которой поступает практически исключительно в правое полушарие, и, наоборот». Я полагал, что каждый глаз соединен со своим полушарием (правый — с правым, левый — с левым). Полез сейчас проверять — оказывается, каждый глаз соединен с обоими полушариями, причем поверхность сетчатки распределена между ними не как попало, а именно так, чтобы получился вышеописываемый эффект.

Кроме того, у животных, имеющих фронтальное зрение (в том числе у человека), доля волокон, идущих от глаза в «свое» полушарие, больше по сравнению с теми, у кого глаза по бокам. Это мне кажется несколько странным — для большинства животных возбуждение в правом глазе эффективней приводит к реакции правой же половины тела (потому что волокна от полушарий к телу тоже перекрещены), и, следовательно, проще реализуются рефлекторные механизмы отвернуться от источника возбуждения, чем наоборот...
fregimus
May. 13th, 2011 08:16 pm (UTC)
Там много странного. http://ivanov-petrov.livejournal.com/1667813.html
miiukmi
May. 13th, 2011 07:41 pm (UTC)
мне интересно как подобные явления описываются гипернейронщиками (Пенроуз и т.п.) с т.зр. их теории.
fregimus
May. 13th, 2011 08:17 pm (UTC)
Эти — выкрутятся. Все объяснят. Как именно — мне не особенно интересно.
(no subject) - radio_developer - Mar. 17th, 2013 05:49 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
May. 13th, 2011 08:36 pm (UTC)
No title
User boldyrevdenis referenced to your post from No title saying: [...] прочитал интересный пост у    Двое в одном [...]
_nik_
May. 14th, 2011 07:55 am (UTC)
На сколько мне известно, мозолистое тело всё же не единственный канал связывающий полушария. Да - он наибольший (эдак несколько мегабит пропускной способности), но есть и ещё один, называемый перемычкой (этот канал медленный - килобитный). То есть полушария после рассечения всё ещё могут синхронизироваться, только очень медленно.
fregimus
May. 14th, 2011 08:57 am (UTC)
Охохонюшки. Наврали, нам, выходит, в кине учоне? И… где же находится перемычка?

Для мозолистого тела, кстати, ближе подойдет оценка в десятки Гб/с (50 б/с/нейрон × 200 млн. нейронов = 10 Гб/с).
(no subject) - _nik_ - May. 14th, 2011 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - _nik_ - May. 14th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 14th, 2011 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - levgilman - Jul. 10th, 2011 08:48 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
May. 15th, 2011 12:10 am (UTC)
No title
User bdag_med referenced to your post from No title saying: [...] одно из которых верующее, а второе — атеист." и дальше http://fregimus.livejournal.com/151286.html [...]
bangor_flying
May. 15th, 2011 03:35 am (UTC)
В старом английском медицинском справочнике описывался средневековый случай с лордом, у которого было две независимых личности - вторая (женская) имела отдельное уменьшенное лицо, которое располагалось на затылке. Второе лицо не говорило, но сообщало лорду свои мысли (злые). Прожив до 20 с чем-то лет в добровольной изоляции, лорд отравился.
fregimus
May. 15th, 2011 05:20 am (UTC)
Да, в старых книгах можно найти много удивительных случаев, причем, что любопытно, чем старше, тем больше случаев и тем они удивительнее. Из чего мы, вероятно, должны сделать вывод, что удивительных случаев становится со временем все меньше.
(no subject) - msvs - May. 16th, 2011 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bangor_flying - May. 16th, 2011 04:04 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
May. 15th, 2011 03:10 pm (UTC)
рекоммендую пост  и комменты
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 62 comments — Leave a comment )