?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О проблеме ебланов

С ебланами все отнюдь не так просто, как кажется. Клавдий Птолемей, как известно, тщательно расчертил карту Гибернии, отметив на ней, в том числе, и земли ебланов (Ἐβλάνοι), и их главный город Еблану (Ptol. 2., 2., 8), но современное определение поселения ставит вопросы и вызывает сомнения.



Начиная с Агассиса и вплоть до середины XX в. было общепринято отождествлять Еблану с Дублином, причем исключительно на лингвистических основаниях. «Реальный словарь классических древностей» Любкера (изд. 1914 г.) так и говорит: «Что касается народов, то… на западном берегу [жили] ебланы (Eblani) с городом Ебланою (Eblana, н. Dublin)…» Ту же точку зрения озвучивает без оговорок и Вильям Смит в известном словаре греко-римской географии. Джойс в «Поминках по Финегану» называет Ебланой Дублин: And Gall’s curse of the day when Eblana bay / Saw his black and tan man-o’-war.

В наше время, однако, эта идентификация подвергается сомнению. В первую очередь, название Дублина не восходит к Птолемеевому времени. Ирландское его имя и по сей день Áth Cliath, а название Duibhlinn, «черный пруд», относится к христианскому поселению V в. н. э. Таким образом, все аргументы от топонимики теряют силу. Координаты же, приводимые Птолемеем, указывают на точку в полутора десятках километров севернее Дублина.

Кроме того, согласно Птолемею, Еблана не стояла на реке, а находилась между устьями рек, называемых им Бувиндой и Обокой, в то время как Дублин находится на довольно крупной реке Лиффи (Liffey). Бувинда, несомненно, это р. Бойн (Boyne), устье которого находится примерно в 25 км севернее Дублина. Обоку сначала отождествили с рекой, впадающей в Ирландское море южнее Дублина, которая в результате получила название Авока. Однако, по всей видимости, Обока Птолемея и есть р. Лиффи. Действительно, Птолемеевы координаты Ебланы оказываются между устьями Бойна и Лиффи.

К сожалению, археологических данных о городе, существовавшем, по видимому, весьма продолжительное время, с первых веков до н. э. и до римских времен, нет. Можно сказать, что ебланская проблема все еще ожидает своего окончательного решения.



Агассис был бы огорчен.

Tags:

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
alex_mashin
Jan. 13th, 2013 09:41 am (UTC)
А какая может быть в Ирландии римская древность?
fregimus
Jan. 13th, 2013 09:42 am (UTC)
Я просто о времени говорю. Римляне до Ирландии не дошли. Непонятно получилось, да?
alex_mashin
Jan. 13th, 2013 09:51 am (UTC)
Да. Кажется, что речь о заимствованиях из латыни.
fregimus
Jan. 13th, 2013 09:57 am (UTC)
Спасибо, что подметили.
stoshagownozad
Jan. 13th, 2013 10:31 am (UTC)
Они ещё Baile (город) добавляют, и сокращенно называют свой столенгад "Блакли", бо без пинты виски выговорить затрудниетльно:)

вот где земля ебланска-то, оказывается... то-то у них как-то все не так немного...

fregimus
Jan. 13th, 2013 02:22 pm (UTC)
Ну да. Гордые потомки еблан, ерпедитан и ганган. Но жить-то все равно как-то надо…
omkh
Jan. 13th, 2013 11:12 am (UTC)
Я сначала решил, что журналом ошибся =)
fregimus
Jan. 13th, 2013 02:23 pm (UTC)
Не-не, у нас тут все прилично, как в дамском пансионе!
flying_bear
Jan. 13th, 2013 12:19 pm (UTC)
Да, ебланы - это серьезная проблема. Чего их изучать, их рэзать надо
fregimus
Jan. 13th, 2013 02:28 pm (UTC)
Сами исчезают, Вы не поверите! В Дублине был знаменитый Ебланский Театр — дык тож закрылся.
livejournal
Jan. 13th, 2013 03:40 pm (UTC)
Все, что вы хотели узнать о ебланах, но стеснялись спро
spamsink
Jan. 13th, 2013 04:33 pm (UTC)
Они точно ебланы, а не эбланы?
fregimus
Jan. 13th, 2013 06:17 pm (UTC)
Следуя традиции, «е». У Любкера так, во всяком случае.

Вообще, скверная манера не прикрывать начальный открытый гласный среднего и нижнего подъема йотом — сравнительно недавнее веянье.
klausnick
Jan. 14th, 2013 07:22 am (UTC)
Спорный вопрос
Евридика, но Эмпедокл. Етеокл, сын Эдипа.
fregimus
Jan. 14th, 2013 08:08 am (UTC)
Re: Спорный вопрос
А еще парочка Евклид и Эвклид. Да, тут приходится писать, как по традиции установилось.

Больше всего меня угнетает, что все многочисленные дети и внуки Томаса Гексли носят в русской транскрипции фамилию Хаксли.

Вы пропали на две недели, я беспокоиться начал. Что-то все из ЖЖ уходят, плохо это. Вы уж не исчезайте.

klausnick
Jan. 14th, 2013 12:53 pm (UTC)
Re: Спорный вопрос
На Новый Год нельзя было вообще войти в ЖЖ, и я подумал, возгордившись, что это именно меня СУП забанил за некие высказывания. Забил на две недели на ЖЖ и вдруг обнаружил, что и у других были проблемы.
zwilling
Jan. 13th, 2013 06:31 pm (UTC)
Полагаю, при необходимости соблюсти приличия можно назвать их евланами.
fregimus
Jan. 13th, 2013 11:27 pm (UTC)
Эх, а кому они тогда будут интересны…
zwilling
Jan. 14th, 2013 09:09 am (UTC)
Зато это устранит несправедливое преимущество, которое гг. ебланы получают перед своими соседями бригантами, водиями, веллеборами и проч.
cobetbi
Jan. 14th, 2013 06:10 pm (UTC)
Регулярка /(.*[аеёиоуьъэюя])?[её]б.*/ в мозгах русскоязычных граждан вообще чётко работает. Какой-нибудь "кардебалет" никакого интереса не вызывает, а любые "трансъебноиды" моментально распознаются.
_winnie
Jan. 22nd, 2013 11:07 pm (UTC)
posenke
Feb. 9th, 2013 11:55 pm (UTC)
И слава богу, что ясности нет.
Нельзя ни у кого отнимать надежду.
( 22 comments — Leave a comment )