?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отправление труда

Андрей Архангельский. Никто не работает. «Взгляд», 4 августа 2008 г. С благодарностью captainlу за ссылку. Можно прочитать целиком, хорошая статья.
…работа сегодня перестала занимать важное место во внутренней жизни человека – хотя бы он был занят ею с утра до вечера. Эта ситуация еще будет иметь грандиозные и печальные последствия.

Лев Толстой в статье «В чём моя вера» писал, что работа есть естественное и самое здоровое состояние человека… Человеку, чтобы жить долго, чтобы быть здоровым, считал Толстой, очень важно делать не просто дело – но хорошее, по душе дело.

В современных литературе и кино работа совершенно потеряла свою этическую, идеалистическую составляющую. Горение, желание, сверхусилие – слова не из нашего лексикона.

Сегодня работа в сознании меньшинства есть высокооплачиваемая каторга, в сознании большинства – низкооплачиваемая каторга. Культ работы, культ создающего, созидающего человека исчез из искусства и жизни. Работа стала фоном жизни, а в массовом искусстве - фоном для любовных и криминальных интриг.

Виновата в первую очередь не работа – а отношение к ней человека. В середине 90-х русский человек почему-то внушил себе, что большие деньги заменят и радость труда, и полноту жизни. А также внушил себе, что работа и не должна приносить радость – радость должны приносить деньги. В этом и была ключевая ошибка.

Отсутствие радости – бытия, полноты жизни, в том числе и радости труда – нельзя заменить ничем; выяснилось, что в том числе и деньгами.

Наш человек в очередной раз недооценил себя: он решил, что «за такие деньги» можно наступить на себя, устранить себя как личность – то есть он попросту «выключал» себя на постылой работе. Но от такого предательства человеческая психика очень быстро дала сбой: нельзя треть жизни выключать себя. Нельзя треть жизни жить ожиданием пятницы…

Социальное удовлетворение организма (которое и дает работа) оказалось не менее важным для человека, чем потребность в еде, комфорте, достатке. Ощущение твоей нужности в этой жизни, важности, не-случайности, которое может давать только работа, оказалось не восполненным ни потреблением, ни «личной жизнью».

Сплошная «неработица» в современном массовом искусстве – всего лишь отражение нашего отношения к понятию «работа» в жизни: я не знаю, кому и зачем нужна моя работа, я не вижу в ней никакого смысла, мало того – я даже презираю мою работу; но поскольку деньги можно зарабатывать только на такой работе – я готов терпеть. Я готов умирать как личность, не существовать эти 9, 10, 12, 24 часа – а потом вспоминать всё это как страшный сон.

Очень быстро выяснилось, что, кроме страшного сна, и вспомнить-то нечего.

Никто не сказал людям, что еще в работе должна быть – радость.

Глупые, смешные люди.
А вот самоцитата из меня, любимого:
О своей работе больше не пишут. Отношение к работе больше всего напомнило мне отношение, прошу прощения за анатомический экскурс, отношение к отправлению на низ. Это приходится делать всем. С тем, что приходится это делать, все смирились. Это потерянное для жизни время, но, увы, этого никто не избежит. Это не обсуждают. Если это делать нерегулярно, через какое-то время наступит расплата. Иногда этот интимный процесс упоминается вскользь — в полуразговорной речи: «сижу я как-то на работе и читаю интернет». Все как «сижу я в кабинете задумчивости и журнал листаю». Согласитесь, «отдавать себя работе» в подобной метафоре звучало бы, по меньшей мере, странно.
Даже не знаю, что добавить. Давайте промолчу.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
elly_2005
Aug. 8th, 2008 08:50 am (UTC)
ну прям так уж и "все". Я пишу о работе. Особенно когда редактирую такое, что под стол от хохота можно свалиться:) И я люблю работать, чеслово.
вот тебе доказательство, можешь порадоваться за меня
http://elly-2005.livejournal.com/174089.html
fregimus
Aug. 8th, 2008 09:31 am (UTC)
Разумеется, не «все». Это же не теорема, чтобы опровергать ее единичными исключениями. :-)

Ну а все-таки, ведь изменилось что-то в обществе в отношении к работе за последнее время — ну, скажем, даже за последние 10 лет? Или мне просто так кажется? Говоря о тенденции, не на примерах себя или знакомых, тут-то ясно все, а о подавляющем большинстве?
(no subject) - elly_2005 - Aug. 8th, 2008 10:36 am (UTC) - Expand
misologus
Aug. 8th, 2008 10:59 am (UTC)
Прекрасно!
Кстати, и дома с ребёнком гораздо меньше устаёшь, если есть работа и в голове варится что-нибудь интересное.
fregimus
Aug. 8th, 2008 05:22 pm (UTC)
Прекрасно — в каком смысле? Мне показалось, что ужасно. А чего в этом прекрасного?
(no subject) - misologus - Aug. 8th, 2008 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 9th, 2008 06:16 am (UTC) - Expand
nata_vasilisa
Aug. 8th, 2008 07:18 pm (UTC)
статья действительно интересная
Может, ситуация 90-х, когда накопленные средства и зарплата обесценивались быстрее скорости их начисления, трансформировалось в обесценивание самого понятия работы и производственных (рабочих) отношений?
fregimus
Aug. 9th, 2008 06:07 am (UTC)
Re: статья действительно интересная
Я вас правильно понимаю — все таки счастье, приносимое работой, меряется деньгами, а проблема в том, что в 90-х работа стала меньше приносить… э-э-э… счастья, так?
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 9th, 2008 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 9th, 2008 09:30 am (UTC) - Expand
captainl
Aug. 9th, 2008 01:49 am (UTC)
Я уж пару месяцев порывался написать об этом, но мне казалось, что эта дурная мода не работать - еще только зарождающееся явление среди молодежи.
fregimus
Aug. 9th, 2008 06:12 am (UTC)
А я уже много лет вижу движение в этом направлении. Интересно, как нам объясняли, что культура рабского труда из-под палки обречена погибнуть, а культура развитого фукуязма в виде общества всеобщего счастливого потребления, напротив, процвесть — а оказывается, что эти-то противоположности и умудрились сойтись…
ninaofterdingen
Aug. 9th, 2008 07:50 am (UTC)
"В середине 90-х русский человек почему-то внушил себе, что большие деньги заменят и радость труда, и полноту жизни." - сам себе почему-то внезапно внушил, как мило.
Такое отчуждение уже давно существует, весь двадцатый век пронизан протестом против него. Этот протест постоянно эксплуатируют, только посмотрите. Например, феминизм, агрессивно настаивающий на том, чтобы женщины работали, вносит свою лепту в вовлечение людей в это ненормальное состояние, хотя вроде бы тоже "хотели как лучше".
Работа и творчество в повседневности - одна из основных тем нашего времени, тут такой невнятицей и путаницей (вроде "Наш человек в очередной раз недооценил себя") не отделаешься. Правда, радует уже то, что эти вопросы снова ставятся, уже хорошо.
fregimus
Aug. 9th, 2008 08:36 am (UTC)
Мне кажется, на глубину философского труда газетная колонка и не претендует. На поверхности, мне кажется, так оно все и есть. Другое дело почему так происходит. Но тут ведь можно и анализировать, и теории строить, и тома целые писать — тут я согласен. Но вот… что делать-то? Ничего, просто наблюдать и думать почему так?
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 9th, 2008 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 9th, 2008 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 9th, 2008 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 13th, 2008 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 13th, 2008 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 13th, 2008 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 13th, 2008 08:41 am (UTC) - Expand
ex_navosvet
Oct. 1st, 2008 01:28 am (UTC)
Так если бы был протест - можно было бы просто взять первую подходящую историческую аналогию, произвести революцию и устроить общество соответственно.

Из Иосифа Флавия , "Иудейские древности" , известно, что египетский фараон ( до Моисея ) даже эмигрантам давал именно ту работу, которая им нравилась. ... Причем хватало и на армию, и на пирамиды, и рисовали на храмах так, что ни один современный художник не нарисует - сколько спокойствия, никакая конкуренция не пробивается!

Можно было бы древний Египет за образец взять.

Да, кстати, в Египте того времени могли пахать на быках - опять же известно из Иосифа Флавия - а в Риме двумя тысячелетиями позже не могли - античная упряжь не позволяла давать быкам нагрузку в виде плуга. Так что древний Египет - это не только комфорт, но и прогресс.

Так что все аргументы предполагающих "протест" безосновательны.

Верно другое - современная цивилизация - это цивимлизация дураков и дегенератов. А дураки и дегенераты хотят, чтобы у более умного и сильного меньшинства ничего не было. Ибо для дурака и дегенерата это единственный способ достичь психологического комфорта.

Даже интеллектуальное, в общем, дело - спекуляция - заменено игрой в наперсток со стороны ростовщиков. Да, ростовщики измываются над всеми. Но дураки и дегенераты довольны - они-то вообще не знают, что может быть не плохо, а хорошо, и хотят, чтобы всем остальным тоже было плохо. А представьте мир, где цены на редкие металлы определялись бы развитием промышленности, а курсы валют воюющих стран - военным искусством и вооружениями. Любой интеллектуал мог бы спрогнозировать повышение и понижение цен, и не заниматься никакой обязаловкой, кроме одной сделки один-два раза в год! Но дураки и дегенераты так не хотят - ведь тогда кому-то будет хорошо, а хорошо, по их мнению, не должно быть никому. Поэтому они позволяют измываться над собой другим дегенератам, лишь бы те поизмывались и над интеллектуалами.
(no subject) - ninaofterdingen - Oct. 1st, 2008 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Oct. 1st, 2008 07:28 am (UTC) - Expand
alverena
Aug. 9th, 2008 08:33 am (UTC)
Мне кажется, это несправедливые обвинения. Всё, что поменялось, -- это политика государства. Массмедиа больше не обязывают рассказывать, что "работать -- это звучит гордо". А люди как и раньше в большинстве своём работать не хотели, так и сейчас не хотят. А те, кто хотят, не пишут про работу из-за ужесточения политики конфиденциальности. (Я, например, подписывала документ, где обязывалась не разглашать всё, что только можно, включая рабочий график. =) Плюс благодаря интернету мир стал тесен. Непродуманное высказывание может сильно неприятно аукнуться -- блогосфера уже была свидетелем нескольких таких скандалов на профессиональной почве. Неудивительно, что люди опасаются без острой необходимости писать о работе.
fregimus
Aug. 9th, 2008 08:46 am (UTC)
Вы же сами понимаете, что конфиденциальность рабочего графика — нелепость, и удовлетворить этому требованию неразглашения нельзя. Даже если человек живет один, его видят регулярно идущим на работу соседи и т. д. Обязательство не сообщать домочадцам, уходя на работу, во сколько начинается эта самая работа? Приходя с работы, не говорить, во сколько она закончилась? Мне кажется, что эти «строгости» просто часть общей системы унижения. При приеме на работу предлагают еще, простите меня, в баночку пописать. Ну и так далее. Почему-то ведь и компании создают ту самую обстановку отвращения, делают все, чтобы работающий ненавидел то место, где работает. На Западе такого нет, как явления — бывает, конечно, но скорее исключение. Вот интересно, зачем так?

Люди опасаются писать о работе — то есть они ее обожают, но как бы такая секретная любовь, о которой и сказать никому нельзя? Не верю. Обязательство не говорить ничего, чтобы не наговорили гадостей. От сотрудника ожидают, что он будет говорить о работе именно плохое. Почему так стало? Как Вы думаете?
alverena
Aug. 9th, 2008 09:39 am (UTC)
А теперь примите во внимание, что график работы моей компании сообщит любая справочная. Т.е. по сути столь строгие правила -- не чья-то причуда, а чья-то недоработка.
Вот так и получается -- одна недоработка тут, другая там... Это мелочи, которые попадаются везде и всюду, в любой компании найдутся какие-то свои дыры. Стоит добавить сюда и простую человеческую склонность быть недовольным "политикой партии", и то, что чужие "проколы" гораздо заметнее, чем свои. Да и любят люди сгустить краски, просто чтоб их пожалели.
В итоге, человек может наговорить гадостей даже искренне любя свою работу. И пусть это будет одно негативное заявление на стоню позитивных, по закону подлости натуры человечкской обратят внимание именно на него.

Я, кстати, вовсе не утвреждаю, что все любят свою работу. Многие, по-моему, к ней просто равнодушны. Я вот только не считаю, что раньше что-то было по-другому.

Обязательство не говорить ничего существует не только из опасения получить негативный отзыв. Ведь можно выдать вполне определённые корпоративные секреты. Скажем, человек бухгалтер. Что ему рассказать про свою работу, не называя никаких цифр и чтоб никаким образом не намекнуть на определённые операции? Достаточно сложная задача, не находите? А если человек работает в продажах? Вероятно, он не может рассказать про стратегию компании, про планы, не может рассказать про забавные случаи на работе -- а вдруг какой-то клиент прочитает и воспримет слишком близко к сердцу. Как видите, выбор тем не так уж и велик.

Кстати, я слежу за Вашим журналом некоторое время, но никаких определённых выводов про Вашу сферу деятельности сделать не могу. Почему Вы не рассказываете больше про свою работу?
ninaofterdingen
Aug. 9th, 2008 09:19 am (UTC)
Отчуждение труда возникло при капитализме и расцвело в индустриальном обществе. Ещё раньше люди работать хотели, и отголоски этого отношения дожили до наших дней хотя бы в официальной риторике. Те же феминистки настаивают на праве женщины самореализоваться на работе, это не менее важная составляющая дискурса, чем пресловутая финансовая независимость. Я это к тому, что перемены есть, но начались они гораздо раньше, чем кажется, и корни их лежат намного глубже. Согласна с тем, что правила конфиденциальности тут ни при чем.
(no subject) - alverena - Aug. 9th, 2008 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ninaofterdingen - Aug. 9th, 2008 10:15 am (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )