?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тацит и финны-буддисты

Fennis mira feritas, foeda paupertas: non arma, non equi, non penates; victui herba, vestitui pelles, cubile humus: solae in sagittis spes, quas inopia ferri ossibus asperant. Idemque venatus viros pariter ac feminas alit; passim enim comitantur partemque praedae petunt. Nec aliud infantibus ferarum imbriumque suffugium quam ut in aliquo ramorum nexu contegantur: huc redeunt iuvenes, hoc senum receptaculum. Sed beatius arbitrantur quam ingemere agris, inlaborare domibus, suas alienasque fortunas spe metuque versare: securi adversus homines, securi adversus deos rem difficillimam adsecuti sunt, ut illis ne voto quidem opus esset.

У феннов — поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе: беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях.

Тацит, Германия 46, пер. Бобович.

Tags:

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
siela_s
Oct. 26th, 2013 12:14 am (UTC)
Сказано красиво, картинно, я бы даже добавила.
Но мне кажется, умозаключение Тацита сформировано, так сказать, "со стороны". Трудно определить при всматривании в явление совершенно чужеродное, испытывает ли данная народность нужду в желаниях или все-таки нет. Это как пытаться увидеть мир глазами незнакомца.

Вы читаете по-латыни? Я только-только начала изучать, пока делаю маленькие шажки)
fregimus
Oct. 26th, 2013 12:27 am (UTC)
Тацит не был в Германии, а писал по свидетельствам солдат, так что тут даже двойное заглядывание со стороны получается — над этим и иронизирую. Быт древних охотников-собирателей очень хорошо описал Фейган в «Кроманьонце», но не знаю, переводился ли он на русский.

Читаю. Вы находите похожести с русским языком, так будет легче, ведь оба языка родственны, так что Вы их много найдете. Окончания глаголов в презенсе одинаковые, с точностью до небольших фонетических изменений, например, от audi-, как если бы это было русское слово: я audi-ю (эта -у и лат. -ō ближайшие родственники), ты audi-шь, он audi-т, ну и так далее, до audiunt (-unt > -u,t с носовым u > -ут) . Морфология, синтаксис, семантика — везде параллели находятся. И так интереснее, по-моему.

Шпаргалки мои возьмите, может, помогут: http://ru-lingualatina.livejournal.com/214053.html
(no subject) - siela_s - Oct. 26th, 2013 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Oct. 26th, 2013 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - siela_s - Oct. 26th, 2013 01:02 am (UTC) - Expand
:) - old_surehand - Nov. 15th, 2013 08:51 pm (UTC) - Expand
siela_s
Oct. 26th, 2013 12:49 am (UTC)
Так фенны или финны? В заголовке указано другое
fregimus
Oct. 26th, 2013 12:52 am (UTC)
У Тацита фенны, но нет сомнений, что речь идет о финнах.

Уточнение: вернее сказать, без сомнения речь идет о народе, живущем приблизительно на месте Финляндии.

Edited at 2013-10-26 12:58 am (UTC)
(no subject) - siela_s - Oct. 26th, 2013 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Oct. 26th, 2013 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - siela_s - Oct. 26th, 2013 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - klausnick - Oct. 26th, 2013 07:42 am (UTC) - Expand
l_i_d_y_a
Oct. 26th, 2013 05:12 am (UTC)
Не феминист ваш Тацит, не феминист...
fregimus
Oct. 27th, 2013 03:25 am (UTC)
Да и буддисты, если посмотреть, тоже хороши…
justso123
Oct. 26th, 2013 05:16 am (UTC)
Здорово.
У лапландцев, кстати, были и избушки на курьих ножках. Мы такие видели в этнографическом музее в Стокгольме. Все просто: это домики на сваях, а сваи из деревьев с корнями.
klausnick
Oct. 26th, 2013 07:43 am (UTC)
На русском Севере всегда дома ставили на сваях. Мои предки в таких жили.
justso123
Oct. 26th, 2013 08:48 am (UTC)
Ну да - по той же причине. Климат похож. На сваях удобно: снегом не засыплет, весной не затопит.
(no subject) - l_i_d_y_a - Oct. 26th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
mehanizator
Oct. 26th, 2013 07:56 am (UTC)
великий и могучий в полтора раза многословнее.
fregimus
Oct. 27th, 2013 03:28 am (UTC)
Латинский этим вообще славен. Папирус был дорог, а на камне потеши-ка; так краткость и вырабатывалась…
(no subject) - mehanizator - Oct. 27th, 2013 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Oct. 27th, 2013 06:59 am (UTC) - Expand
combinator30
Oct. 26th, 2013 08:08 am (UTC)
На карте, датируемой 125-м годом нашей эры территория Fenni распологается примерно на месте северо-западного региона России и Прибалтики. Вряд ли римские легионы переходили Карельский перешеек. )) Скорее всего, термином Fenni Тацит обозначил все финно-угорские народы, жившие к северо-востоку от венедов-славян.


fregimus
Oct. 27th, 2013 03:33 am (UTC)
Да, я уже выше говорил: археологические свидетельства земледелия на финских териториях вроде как есть. Нельзя, правда, исключать, что оно прервалось, и общество вернулось к охоте и собирательству, которые в при суровом климате способны поддерживать популяцию не хуже. Здесь любопытно другое наблюдение — шалаши из веток. Все-таки юрты северных народов — далеко не шалаши из веток. Не исключено, что описывается действительно утерявший оседлость народ в период относительно теплого климата, когда он еще не выработал технологии теплого переносного жилья. Если, конечно, принять сообщение за хоть сколь-нибудь достоверное.
(no subject) - old_surehand - Nov. 15th, 2013 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 16th, 2013 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_surehand - Nov. 17th, 2013 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 17th, 2013 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - old_surehand - Nov. 17th, 2013 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 17th, 2013 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_surehand - Nov. 18th, 2013 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 18th, 2013 07:42 am (UTC) - Expand
buddhistmind
Oct. 27th, 2013 10:39 am (UTC)
да, забавно; этот перевод корректней:
"Secure against the designs of men, secure against the malignity of the Gods, they have accomplished a thing of infinite difficulty; that to them nothing remains even to be wished".
www.fordham.edu/halsall/basis/tacitus-germanygord.asp

Т.е. они достигли выполнения своих желаний в определённом объёме, а сверх того ничего не желают. Это не буддизм, конечно. Да и в буддизме речь идёт об искоренении подспудной патологической страсти\жажды\голода.

Греки и римляне такими счастливыми и беззаботными представляли себе (точнее - описывали в определенных жанрах и контекстах) многих варваров:
"Скифы живут лучше, говорил Анахарсис, потому что у них все общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. «А у вас, греков, — продолжал он, — даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно из-за нее ссоритесь».
Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы, скифы, умеете ходить по морозу голыми?» Анахарсис отвечал: «Ты ведь ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело — как лицо».
...
Его спросили, что ему показалось в Греции самым удивительным. «Многое, — ответил он. — То, что греки осуждают драки, а сами рукоплещут борцам на состязаниях; осуждают обман, а сами устраивают рынки нарочно, чтобы обманывать друг друга; и что в народных собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают люди глупые».
И когда Солон гордился своими законами, Анахарсис говорил: «А по-моему, всякий закон похож на паутину: слабый в нем запутается, а сильный его прорвет; или на канат поперек дороги: маленький под него пролезет, а большой его перешагнет»".
http://www.infoliolib.info/philol/gasparov/zgrec/207.html
old_surehand
Nov. 15th, 2013 09:27 pm (UTC)
За такими "национальными особенностями" лучше к Павсанию обращатся, а не к Тациту! :)
( 34 comments — Leave a comment )