?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ф. Йейтс в I главе «Искусства памяти» разбирает римский трактат Ad Herennium, где рассказывается о такой технике запоминания последовательности предметов, о которых оратору предстоит вести речь: в хорошо известном оратору здании пункты будущей речи раскладываются в виде вещей (или людей, или животных), так, что здание это можно будет потом мысленно обойти и увидеть мысленным взором, где что лежит, причем в правильном порядке. Места для запоминания обозначаются словом loci. Вот какой приводится пример:
Представим себе, что мы выступаем в качестве защитников на судебном процессе. «По словам обвинителя, подзащитный отравил свою жертву ядом; можно предположить, что мотивом преступления было стремление получить наследство; имеется также множество свидетелей и соучастников этого преступления». Мы формируем систему памяти применительно к этому случаю в целом и хотим поместить в первый locus нашей памяти какой-нибудь образ, который напоминал бы обвинение, выдвинутое против нашего клиента. Вот этот образ:

«Если мы лично знали этого человека, о котором идет речь, представим его больным и лежащим в постели. Если же мы не были знакомы с ним, выберем кого-нибудь на роль нашего больного, только не человека из низших классов, чтобы мы могли сразу его вспомнить. У края постели мы поместим подзащитного, держащего в правой руке кубок, в левой — восковые таблички, а на безымянном пальце этой руки — бараньи яички. Благодаря этому образу мы запомним человека, который был отравлен, наличие свидетелей и возможность получения наследства».

Кубок напоминал бы от отравлении, таблички — о завещании или наследстве, а бараньи яички, по созвучию с testes — о свидетелях. Больной должен напоминать или самого отравленного, или кого-либо другого, с кем мы знакомы (но не из среды анонимных низших классов). В последующие loci мы поместили бы остальные части обвинения или другие подробности рассматриваемого случая и, правильно запечатлев в памяти эти места и образы, с легкостью вспомнили бы любой пункт обвинения, к которому захотели бы вернуться.
Это напомнило мне одну из современных техник для запоминания последовательности конкретных предметов: предметы эти соединяются между собой в как можно более нелепые связи, и эта нелепость, необычность позволяет их запомнить. Здесь есть что-то общее: древние отнюдь не разгуливали, вертя на пальцах бараньи яички. Впрочем, я не готов о ней рассказывать, поскольку сам никогда ею не пользовался.

Расскажите о том, что вам удается запоминать легко, и как это получается. И о том, что не удавалось запомнить, и какие мнемотехники помогли (ну, или не помогли). Я, например, не могу запоминать имен, когда мне представляют человека впервые. Что я ни пытался выдумать — зарифмовать имя, повторять его про себя несколько раз, мысленно изобразить словом — ничего не помогает. В гостях я оказываюсь окружен безымянными людьми, которые почему-то моментально запоминают, как меня зовут. Не знаю, как с этим бороться. Не слышали о какой-нибудь хитрости, чтобы мне помогла?

Tags:

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
fortunatus
Oct. 27th, 2013 09:46 am (UTC)
Я почему-то запоминаю иностранные имена и топонимы легче, чем русские.
vladimirpotapov
Oct. 27th, 2013 10:02 am (UTC)
Есть такая хитрость. Называется "Your name again please?"
fregimus
Oct. 27th, 2013 10:04 am (UTC)
Угу. На третий раз начинают странно коситься.

Да, я не сразу имя забываю, а минут через несколько.

Edited at 2013-10-27 10:05 am (UTC)
_winnie
Oct. 27th, 2013 10:06 am (UTC)
У меня тоже проблема с именами.

Нужно не запоминать, а вспоминать.

Если повторить спустя 5 секунд, 10 секунд, 30 секунд, минуту, 10 минут, полчаса, час, сутки то что запомнилось - то хорошо запомнится будет хорошо вспоминаться.

Нам же не запомнить надо, а научиться вспоминать.
fregimus
Oct. 27th, 2013 10:13 am (UTC)
Повторять я могу, пока не начну говорить с человеком. Как отвлекусь на разговор, так имя и исчезает, хоть тресни! А вспоминать не выходит, все эти имена одинаковые с точностью до α-преобразования.
ira
Oct. 27th, 2013 10:10 am (UTC)
Я вдобавок к этому ещё и лица не запоминаю. Хорошо на конференциях: все ходят подписанными.
С интересом слежу за комментариями.
l_i_d_y_a
Oct. 27th, 2013 03:23 pm (UTC)
Вот да! Всегда ношу бейджик с первого до последнего дня конференции, потому что никого не могу запомнить и считаю, что окружающие тоже не обязаны меня помнить. А некоторые только в первый день поносят, и всё - у них, видимо, хорошая память на имена.
(no subject) - ira - Oct. 27th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
geky
Oct. 27th, 2013 10:13 am (UTC)
Никогда не пользуюсь подобными техниками, потому что мне будет сложнее запомнить про бараньи яички, чем просто текст.
Я запоминаю имена, представляя себе лица других своих знакомых с такими же именами или отчествами – это немного помогает.
biglebowsky
Oct. 27th, 2013 10:15 am (UTC)
После того, как человек представился, обратиться к нему по имени вслух. Постараться сделать это еще пару раз.
fregimus
Oct. 27th, 2013 10:24 am (UTC)
Конечно, повторяю! «Это Вася». — «Здравствуйте, Вася. Очень приятно, Вася». И все — как стерли, стоит начать разговор.
biglebowsky
Oct. 27th, 2013 10:20 am (UTC)
Боянистый анекдот на тему мнемоники.

Правый - зелёный
Дело было на военно-морской кафедре Таганрогского Радиотехнического. Преподаватель настойчиво вдалбливал, что по правому борту судна горит зеленый огонь, а по левому - красный. Мы жутко путались и отвечали невпопад.
Преподаватель немножко помялся и сказал: «Ну что ж. Видимо, не избежать. Буду учить вас так, как меня учили в училище. Товарищи, запомните это слово: ПиZда. Правый - Зеленый». Дальше пошло как по маслу.
Прошло 15 лет. До сих пор помню.
fregimus
Oct. 27th, 2013 10:25 am (UTC)
Нелепые связи лучше запоминаются, да. Об этом и говорится.
(no subject) - redmassacre - Oct. 27th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
lenivtsyn
Oct. 27th, 2013 10:57 am (UTC)
Найдите повод обратиться к человеку по имени еще до того, как вы успели его забыть. Т.е., скажем, там, где вы бы сказали просто "подайте, пожалуйста" или "позвольте", скажите "Василий, подайте, пожалуйста" или "Иеремия, позвольте". Или вопрос какой-нибудь задайте, назвав адресата по имени.

Edited at 2013-10-27 10:59 am (UTC)
(no subject) - lenivtsyn - Oct. 27th, 2013 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Oct. 27th, 2013 04:17 pm (UTC) - Expand
p2004r
Oct. 27th, 2013 11:09 am (UTC)
повторять через возрастающие (например удваивающиеся) интервалы времени
stoshagownozad
Oct. 27th, 2013 11:45 am (UTC)
йолки! я теперь уже пару часов воображаю себе больного римлянина и юриста с кубком и бараньими яйцами в руках!!!!!!!!!

ну что за несчастье...
fregimus
Oct. 27th, 2013 04:29 pm (UTC)
А таблички??? Таблички тоже не забывайте!
janatem
Oct. 27th, 2013 11:55 am (UTC)
Надженых регулярных методик по запоминанию не знаю. Обычно они рождаются случайно для отдельных случаев. Например, много раз смотрел в словаре и опять забывал английское слово, потом, наконец, твердо запомнил лишь факт того, что я его забывал, что сразу помогло. Слово было oblivious.

Могу выделить лишь один общий принцип — запоминалка должна быть в некотором смысле неожиданной: эмоционально окрашенной, противоречивой и т.п. Тот пример «правый — зеленый» хорош именно этим.

Запоминать людей тоже не умею, только у меня проблема не столько с именами, сколько с лицами.
kentauris
Oct. 27th, 2013 12:47 pm (UTC)
Ох, да... Имена и лица - это всё... Одна знакомая, преподаватель, делает так: знакомясь со студентами, всех фотографирует, фотки выкладывает в контактик, и дети пишут, кто есть кто. Но это нужно иметь определённый склад. И не со всякой публикой такое возможно.

buddhistmind
Oct. 27th, 2013 01:43 pm (UTC)
попробуйте такую темку: если Владимир - делаем умственную зарубку "на этой тусе Владимир Высоцкий" или "сегодня познакомился с Владимиром Высоцким", если Андрей - "затусил с апостолом Андреем Первозванным", Билл - "потусовал сегодня с Биллом Косби". И представляйте себе живо в этом человеке Высоцкого, Первозванного, Косби; смотрите людям в глаза и видьте Высоцкого и Косби.
klausnick
Oct. 27th, 2013 01:46 pm (UTC)
Запоминалка для числа пи
Это я знаю и помню прекрасно пи многие знаки мне лишни напрасны
fregimus
Oct. 27th, 2013 04:16 pm (UTC)
Re: Запоминалка для числа пи
Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число, ужъ знаетъ.
profpr
Oct. 27th, 2013 05:01 pm (UTC)
Аналогично, не помню имен и лиц. Поэтому, знакомясь, сразу прошу не обижаться и напоминать при встрече имя.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 55 comments — Leave a comment )