You are viewing fregimus

Previous Entry | Next Entry

oak
Как известно, Катона Младшего звали Марк Порций Катон, а папу его тоже звали Марком, и дедушку Марком, и прадедушку, знаменитого Катона Старшего, тоже звали Марк Порций Катон. Нужно ли говорить, что сына Катона Младшего звали Марком… Такая вот генеалогическая цепочка Марк Марковичей.

У Старшего Марка Порция Катона было двое детей: уже упомянутый Марк, и его брат, Марк. По счастью, братья были от разных матерей: Марк от первой жены Лицинии, а Марк — от второй, Салонии. Тут надо отвлечься, чтобы заметить, что это не имена жен, а, скорее, фамилии, потому что в отличие от мужчин, которых всех звали Марками, женщинам имен не полагалось вовсе. Так вот, чтоб братьев различать, старшего Марка прозвали Марк Порций Катон Лициниевич (Licinianus), а младшего, соответственно, Салониевич (Salonianus). Буквоеды скажут, что дословно вышло бы Салониевский, — ну, а мы так переведем.

Tags:

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
klausnick
Jan. 18th, 2014 08:04 am (UTC)
Не поспоришь.
3seemingmonkeys
Jan. 18th, 2014 10:03 am (UTC)
>женщинам имен не полагалось вовсе
хмм
то есть дочь Катона звали бы Катонией?
или как
3seemingmonkeys
Jan. 18th, 2014 10:14 am (UTC)
всех называть марками это странный обычай, вспомнилась комедия про доисторических людей где всех звали одинаково (в т.ч. женщин)
хотя в россии во многих семьях (по моему опыту) принято чередовать два имени, через поколение
и еще я знаю один "материнский род" своеобразный где женщины называют мальчиков в честь одного почитаемого семьей предка жившего в начале 20го века
set_o_lopata
Jan. 18th, 2014 11:26 am (UTC)
Дочери Марка Порция Катона звались Порциями, я полагаю. По родовому имени.
3seemingmonkeys
Jan. 18th, 2014 12:38 pm (UTC)
спасибо
iad
Jan. 18th, 2014 02:16 pm (UTC)
Да, именно так. Порция Старшая, Порция Младшая, Порция Третья, Порция Четвертая и так далее.
fregimus
Jan. 18th, 2014 07:29 pm (UTC)
Да. Дочь Марка Порция Катона Утического (Катона Младшего), Порция, была замужем за Гаем Юнием Брутом, тем самым, который был в числе убийц Цезаря.

Edited at 2014-01-18 07:29 pm (UTC)
darkeol
Jan. 18th, 2014 10:49 am (UTC)
В то время Марков подавали большими порциями :-)
fregimus
Jan. 18th, 2014 07:39 pm (UTC)
Здесь другой корень, а омонимия появляется только в русском. Порция еды восходит к лат. pro portio и и-е *pere- со значением «делить, распределять», а Порций, Porcius, видимо, к *porko-, поросенок, свинья. Так что Катон на наши деньги будет Марк Маркович Свинюков.
zwilling
Jan. 18th, 2014 08:03 pm (UTC)
А что, непосредственно к porcus/porca это имя не возводится? Я думал, оно так и означает что-то вроде "свинник" (свинопас?) на классической латыни.

UPD
Хотя, не подумал, род-то, вероятно, древний...

Edited at 2014-01-18 08:07 pm (UTC)
fregimus
Jan. 18th, 2014 08:24 pm (UTC)
Думаю, что Вы правы (суффикс -i- притяжательный, т. е. получается «свинский»), но я просто не знаю. Что род или имя древнее латинского языка — тоже не известно; род плебейский, и не упоминается до Катона Старшего. В общем, почти наверняка так, я просто осторожничаю.
darkeol
Jan. 18th, 2014 08:12 pm (UTC)
Ах, ну да. И оттуда потом в английское pork, если я правильно понимаю.
fregimus
Jan. 18th, 2014 08:25 pm (UTC)
Да, оттуда. И русское поросенок, порося.
( 13 comments — Leave a comment )