?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заглянул по ошибке до обеда в «Российскую газету» и удивился преподносимой в ней новой идеологической риторике. На первый взгляд может показаться, будто происходит возврат к позднесоветской пропагандистской традиции, но это не так. Вырабатывается новая пропагандистская система, отличная от советской. В советское время у нас были враги, стоящие, как водится, на краю пропасти, и друзья — например, американские несознательный пролетариат и сознательные коммунисты, — но в целом в советской идеологии страна берегла мир во всем мире, хоть бронепоезд ее на запасном пути и стоял. А сегодня он вдруг выкатил на магистральный путь, и риторика сместилась в сторону северокорейского полюса: кругом одни враги, которые нас бы раздавили, если бы мы их не запугали до схваток в животе и дрожи в коленках.



Вот, например, материал «Самые страшные русские ракеты [Почему мир боится российскую армию]» (подзаголовки здесь и далее из перекрестных ссылок на веб-сайте газеты). В позднесоветской пропаганде СССР мировым жупелом не выставлялся. Добрым справедливым силачом — да, но никак уж не набычившимся детиной с рельефной мускулатурой и явно почесывающимися кулаками.

Или статья об автоматической системе ядерного удара «Периметр», ядерной кнопке в руке мертвеца, глубоко в советское время засекреченной, под названием «Гарантированное возмездие: как работает российская система "Периметр" [Как русские спасают мир от Третьей Мировой войны]». Так и говорится: «Главным сдерживающим фактором Третьей мировой войны является наличие у России системы, позволяющей нанести ответный ядерный удар даже при полном уничтожении командных пунктов и линий связи РВСН». Что у врага нет ничего человеческого — это, само собой, важный элемент любой пропаганды, но вот что и в нас самих нет ничего человеческого — это уже новый риторический ход. Уверен, что СССР эта жуткая система была засекречена не для того, чтобы враг о ней не знал: она действенна как сдерживающий фактор, только когда враг о ней не только знает понаслышке, но и уверен, что она действительно работоспособна. Потенциальному противнику информация, несомненно, сливалась через тщательно подготовленные и исполненные случайные утечки. Засекречена она была от своего народа, ибо образ доброго и справедливого советского силача несовместим с оружием за пределами добра и зла. Новый пропагандистский образ России выходит за этот периметр.

Заголовки «Покорили Амазонку [В чем американские самолеты-невидимки проигрывают российским]» и «США перебросили в Тихий океан атомные подлодки для сдерживания России [Подлодки США угрожают России]» с простодушным принятием американской военной технологии или стратегии за точку сравнения. Не позднесоветская превосходная степень, «советское самое лучшее», а сравнительная: «догнали Америку и может быть даже чуточку перегнали». Исполнение раннехрущевской мечты.

Отстраненно наблюдать эти процессы было бы любопытно и интересно, но, как ни печально, пропаганда действует. ЖЖ и блоги стали за последние годы более политизированными, и мне не раз уже случалось наблюдать такую картину: некогда разумный человек вдруг, будто в голове его что-то с легким звоном лопнуло да почти незаметный клубочек сизого дыма из ушей вырвался и растаял, начинает изъясняться газетными штампами, нести какую-то ахинею, полную взаимоисключающих параграфов, не выдерживающую рациональной проверки даже не против известных фактов, а на собственную внутреннюю непротиворечивость. Притом и рассудок не повреждается, и рациональное мышление в прочих отношениях прекрасно работает, а вот как только включается режим патриотического словоотделения, так критическое мышление угасает, а IQ падает до значений, какие метеорологи назвали бы легкими заморозками. Контраст разителен. Само собой, ссылок не будет — живые люди все-таки, да и читателя, не экипированного спецодеждой из фольги, отослать к этим примерам было бы, самое малое, негуманно. Миллионер, владелец высокотехнологичных фирм, вдруг сообщает, что в СССР его бизнес процветал бы, а сам он так же, как и сейчас, на выходные ездил бы в Альпы на лыжах покататься, только все это было бы в замечательном СССР, который мы потеряли. Специалист-технарь вдруг информирует нас, что Запад непрерывно воровал научные и технологические достижения у СССР, а сейчас продолжает воровать их у России, тем и живет, потому как своих ученых и изобретателей там нет и никогда не было. Третий… Не буду продолжать. Если вы этого не видели, то я вам завидую белой завистью, но тенденция налицо.

Тут бы мне сказать, как обычно, мол, берегите голову, но я не знаю, как от этого уберечься. Если бы я сам не видел, как такая трансформация случается прямо перед моими глазами, подумал бы, что это какие-то вывихи сознания, заложенные с детства, обычно безобидные. Нет, это происходит с людьми взрослыми, порой почтенного возраста, и какой умственный цигун придаст иммунитет против этого вируса-мозгоеда, я, увы, не знаю.

В общем, берегите голову. Если сможете. Другой такой у вас никогда уже не будет.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
set_o_lopata
Feb. 8th, 2014 09:48 am (UTC)
В целом сложно спорить с такой постановкой вопроса: и голову беречь надо, и пропаганда действует, да.
Единстенное, что хотелось бы уточнить: уверены ли вы, что некто, общаясь с вами, не задаётся такими же вопросами? О сизом дыме и пр.
fregimus
Feb. 8th, 2014 09:59 am (UTC)
Нет, не уверен, разумеется. Изнутри себя этого незаметно. А у Вас есть подозрения?

Edited at 2014-02-08 10:04 am (UTC)
pivovaroffs
Feb. 8th, 2014 10:09 am (UTC)
> только все это было бы в замечательном СССР, который мы потеряли.

Не совсем понял - а какую пропаганду вы имеете в виду?
Если ту, что производит наше государство - так в ней отношение к СССР варьируется от "кровавый сталин уничтожил миллионы" до "да, есть некоторые бесспорные достижения, купленные лишениями народа".
А та реакция, что вы пишете - это скорее от чтения оппозиционных (с левой стороны) ЖЖ.
fregimus
Feb. 8th, 2014 10:33 am (UTC)
Ну, ту самую пропаганду, из «РГ», примеры которой я привел. Ее государство производит или «независимые» журналисты?

Про Сталина, говорите? Пожалуйста: http://www.rg.ru/2014/01/30/ruzvelt-site.html
(no subject) - pivovaroffs - Feb. 8th, 2014 10:51 am (UTC) - Expand
buchwurm
Feb. 8th, 2014 10:16 am (UTC)
Хорошо сказано.
Осознание проблемы -- первая стадия на пути к решению :-)
Если серьезно: дело не в патриотической риторике, не в глупых пропагандистских статьях и не в образе идеального СССР.
И щелчок переключателя -- метафора неправильная. Либерала, как и раба, выдавливать из себя тяжело и противно.
fregimus
Feb. 8th, 2014 10:48 am (UTC)
Я не говорю о конкретных политических взглядах. Выдавливать можно и либерала, и монархиста, и коммуниста. Я о тех случаях, когда логика сама собой вдруг выскакивает без всякого выдавливания, и не по капле, а всем плюхом сразу.
(no subject) - fat_crocodile - Feb. 8th, 2014 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - sika_mor - Jun. 24th, 2014 11:38 pm (UTC) - Expand
evil_gryphon
Feb. 8th, 2014 10:27 am (UTC)
Достаточно углублённо разобраться в одном случае (желательно связанном с собственной профессиональной деятельностью, так чтобы была уверенность в знании того что там происходит на самом деле) и про который пропаганда криком кричит совершенно противоположное.
3seemingmonkeys
Feb. 8th, 2014 10:30 am (UTC)
многие в чем-то безумны просто не было им повода раскрыться
а сейчас нагнетается атмосфера так что из людей истекают всякие речекряки
чисто механический процесс
fregimus
Feb. 8th, 2014 07:03 pm (UTC)
Речекряк, точно, вот как такое на новоязе называлось!

Да все мы безумны, что тут говорить. Однако, не возьму в толк, чем описанный Вами механизм (пробуждения латентного рчеекряка) отличается от возможного другого (возникновение речекряка de novo), и почему это важно.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Feb. 9th, 2014 05:35 am (UTC) - Expand
veldandi
Feb. 8th, 2014 10:31 am (UTC)
Меня дружлента в последнее время меня тоже иногда пугает.
fregimus
Feb. 8th, 2014 07:04 pm (UTC)
Да, нити рассуждений суровые, сам побаиваюсь.
flying_bear
Feb. 8th, 2014 10:42 am (UTC)
Очень точно сказано. И, конечно, это действительно страшно.
fregimus
Feb. 8th, 2014 07:06 pm (UTC)
Спасибо. Меня больше всего пугают эти пляски с ядерными ракетами. Как-то люди начали забывать, что будет, если они вдруг запустятся, нарочно или нечаяяно.
alisa_lebovski
Feb. 8th, 2014 10:46 am (UTC)
Поправьте первую ссылку, не работает.
В третьей и четвертой ссылок нет.
fregimus
Feb. 8th, 2014 07:08 pm (UTC)
Поправил, спасибо. В 3 и 4  для примера достаточно одних названий, в общем-то, да их можно по названию легко найти, так что я решил не усложнять.
(Deleted comment)
fregimus
Feb. 9th, 2014 05:55 am (UTC)
Естественно, что догмами думать и разговаривать проще, а когда на все навешены простые ярлыки, мир становится простым и разноцветным. Меня пугает, что этому стали подвержены люди, которым сложность мира раньше не мешала, которые вполне умели рассуждать. Не думаю, в общем, что пропаганда совсем уж не виновата.
(Deleted comment)
(no subject) - fregimus - Feb. 10th, 2014 07:26 pm (UTC) - Expand
p2004r
Feb. 8th, 2014 11:19 am (UTC)
1) без конкрентных примеров это какое то импотенское нытье :)

2) кроме того, _совсем_ непонятно что Вы считаете за рассововерную правильную позицию?
erofeich
Feb. 8th, 2014 11:20 am (UTC)
а вот такой цигун: побольше внимания людям, поменьше политике
качественно растем на своем маленьком житейском уровне и тянем соседей
больше никак
appl_pine
Feb. 8th, 2014 11:50 am (UTC)
При всей горечи смысла сказанного, позвольте выразить, быть может, и неуместный даже, в своей интенсивности, но, увы ему, безудержный восторг великолепному слогу! Неисчислимые фрагменты тут достойны запоминания и цитирования, а от упоминания "режима патриотического словоотделения" окончательно захлёстывает эйфория самозабвенного чтения…

Извините за избыточность словоотделения :-)   К похвалам смыслу, само собой, я тоже присоединяюсь.

efimpp
Feb. 8th, 2014 12:50 pm (UTC)
>эта жуткая система была засекречена не для того, чтобы враг о ней не знал
а может и нет - см. Dr Strangelove :-)


Edited at 2014-02-08 12:50 pm (UTC)
fregimus
Feb. 9th, 2014 06:00 am (UTC)
Неожиданный поворот!
spacel0rd
Feb. 8th, 2014 02:01 pm (UTC)
Мне кажется, что успех подобной пропаганды чем-то сродни успеху мему (в Докинзовом смысле) о боге. Если критические оценивать это пропаганду, то придется рабираться в причинах именно такой пропаганды и, что существено, в ее следствиях. Таким образом можно придти к неутешительным и весьма мрачным выводам. Посему защитная реакция мозга принятие всей пропаганды или ее части на веру. И качество пропаганды в данной ситуации не играет особой роли.
geky
Feb. 8th, 2014 03:35 pm (UTC)
Да, мне кажется, это так, и это так грустно.
Я знаю, что это пройдёт, что наступит нормальное время, когда всё это будет выглядеть дико и удивительно, остаётся только надеяться, что это будет при нашей жизни. И беречь голову.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )