?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лев Скрягин в «Тайнах морских катастроф» пишет о причине внезапного опрокидывания на рейде в 1545 г. флагманского корабля Генриха VIII, построенного по его спецификации:
Видимо, 92 пушек для этого корабля оказалось многовато, и в погоне за увеличением артиллерийской мощи «Мэри Роз» король забыл о значении метацентрической высоты.
Князь Я. В. Осмомысл наш об осмосе вот не забывал, и все у него было пучком, а Генрих раз упустил из виду метацентрическую высоту, и глядите к какому это сразу привело несчастью!



Генрих смотрит на тебя как бы с укоризной, читатель: станешь царем — никогда не забывай о барицентре с метацентром, иначе беда.

Серьезно же, метацентр первым определил, если не ошибаюсь, Эйлер лет через 200 после упомянутой катастрофы.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
kir16
Sep. 13th, 2015 03:20 am (UTC)
До катастрофы хотя бы на глаз прикидывали. Думаю, короля предупреждали.
fregimus
Sep. 13th, 2015 04:13 am (UTC)
О метацентрической высоте-то? Да, думаю, шут не уставал повторять.
sharpc
Sep. 13th, 2015 04:29 am (UTC)
Штука-то крайне простая, равнодействующая архимедовой силы должна быть выше равнодействующей силы тяжести при разумных кренах, иначе корабль перевернется. Еще в Детской Энциклопедии про него читал. Так что координаты в интегралах, может, и Эйлер первым выразил, а вот о том, что центр тяжести корабля должен быть расположен низко, было известно задолго до Архимеда.
fregimus
Sep. 13th, 2015 04:56 am (UTC)
Знаете, честно говоря, я не уверен, что Генрих умел писать. К пониманию 1 з-на Ньютона вплотную подошел Галилей, но это было в куда более просвещенном месте и на 70 лет позже. А Вы говорите равнодействующая сил. Какое уж там…
aamonster
Sep. 13th, 2015 08:43 am (UTC)
Вопль "он, сцуко, опрокинется" вполне понятен и без первого закона Ньютона. Благо, есть практика перевозки грузов на кораблях и известно, как груз влияет на остойчивость.
Подозреваю даже, что были какие-то СНиПы/ТУ на корабли, передающиеся в гильдиях из уст в уста.

И уж объяснить идею на примере палки с камнем (вы в детстве не развлекались, зажимая в расщеплённой палке камень и бросая её в воду, чтоб плавала вертикально?) вполне реально.

В каком, кстати, веке в кораблях появился балласт? Совсем издавна?

Кстати, неваляшку что - правда только в 19 веке изобрели?
fregimus
Sep. 18th, 2015 08:53 pm (UTC)
Балласт, наверное, совсем издавна. У Kолумба точно был:

“Explorer Barry Clifford said evidence that the wreck is the Santa Maria, which struck ground and foundered on Christmas Day in 1492, includes ballast stones that appear to have come from Spain or Portugal and what looks like a 15th century cannon that was at the site during an initial inspection but has since disappeared.”

http://www.cbc.ca/news/technology/christopher-columbus-s-ship-santa-maria-may-have-been-found-1.2642505

Про неваляшку не знаю, но не удивлюсь, если у греков была.
kulver_stukas
Sep. 13th, 2015 10:20 am (UTC)
Ну уж Детскую Энциклопедию-то он наверняка читал!
sharpc
Sep. 13th, 2015 03:27 pm (UTC)
Образованный и одарённый, Генрих правил как представитель европейского абсолютизма
Генрих посещал до шести месс в день и писал сочинения на богословские темы
Генрих VIII во главе своего флота впервые отплыл к берегам Франции на флагмане «Мэри Роуз», где одержал победу
Генрих и сам был отличным лучником
Поскольку монастыри были главными поставщиками технических культур — в частности, конопли, крайне важной для парусного мореплавания, — можно было ожидать, что передача их земель в частные руки отрицательно скажется на состоянии английского флота. Чтобы этого не случилось, Генрих загодя (в 1533 году) издал указ
В последние годы своей жизни Генрих начал страдать ожирением (размер его талии вырос до 54 дюймов/137 см), поэтому король мог передвигаться только при помощи особых механизмов

Если верить википедии, то и писать умел, и военного дела не чурался, и с судостроением кое-как знаком был, и инженерии не чурался.
kir16
Sep. 13th, 2015 04:31 am (UTC)
Об остойчивости
spamsink
Sep. 13th, 2015 06:15 am (UTC)
Что огорчительно, шведы на этой ошибке ничему не научились. Или почти за 100 лет успели забыть.
roman_shmarakov
Sep. 18th, 2015 03:42 pm (UTC)
зато хороший музей "Васа" теперь.
spamsink
Sep. 18th, 2015 04:26 pm (UTC)
Что есть, того не отнять. :)
fregimus
Sep. 18th, 2015 08:36 pm (UTC)
Сходил я тут на потрясающие выставки — сначала серебра из римской Галлии, потом античной бронзовой скульптуры, и наполнили они меня унылым ощущением, что для того, чтоб спасти хоть что нибудь от потомков для их же, потомков, потомков, это что-нибудь надо непременно закопать, замуровать или утопить. Потомки безжалостны: найдут — и все пропало…
evgeniirudnyi
Sep. 13th, 2015 07:40 am (UTC)
В профессиональном сообществе есть много неписанных правил. Когда новичок их нарушает обычно случается конфуз. Иногда правда на этом пути случаются прорывы в неизведанное, но это происходит крайне редко.
evil_gryphon
Sep. 13th, 2015 11:01 am (UTC)
Король: Хочу много пушек. Сделайте вот так:
Инженер: Нельзя, перевернётся.
Король: !делайте как а приказал!

У англичан перевернулся "Кэптен" в 1870 потому что роль короля сыграл парламент (изобретатель с низким инженерным скиллом и зато высокой способностью к внушению и рекламе убедил политиков построить по его проекту корабль, и в конце с этим кораблём и утонул)
kurgus
Sep. 14th, 2015 08:42 am (UTC)
Ага, укоризна во взоре неблагодарным потомкам таки есть: "Мэри Роуз" после апгрейда пушками под королевским руководством проплавал еще несколько лет, утопился из-за разгильдяйства экипажа, не задраившего нижние орудийные порты при ухудшении погоду - и тут, спустя несколько столетий, всякие метацентрами перед портретом размахивают :)
( 16 comments — Leave a comment )