?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

agens patientem verbat

А сделайте мне, пожалуйста, синтаксический разбор предложения «Добро побеждает зло». И побольше всяких разных!

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
set_o_lopata
Dec. 18th, 2017 08:36 pm (UTC)
Если дополнительных знаков препинания нет, то больше четырех вариантов не придумать, полагаю :)
Обычный порядок слов:
Подлежащее сказуемое прямое дополнение.
Подлежащее сказуемое обстоятельство образа действия.
Инверсия:
Прямое дополнение сказуемое подлежащее.
Обстоятельство образа действия сказуемое подлежащее.
fortunatus
Dec. 18th, 2017 09:29 pm (UTC)
Что-то сомневаюсь в последнем варианте: по-моему, "добро" не может быть наречием.
set_o_lopata
Dec. 18th, 2017 09:36 pm (UTC)
pascendi
Dec. 18th, 2017 09:54 pm (UTC)
Технически возможно, но по-русски в реальности могут быть только три первых варианта.
fregimus
Dec. 19th, 2017 12:28 am (UTC)
«Добро смеется Вася». «Добро побеждает зло». Отчего же не по-русски?
Rainaldo Rossi
Dec. 19th, 2017 03:19 am (UTC)
Оттого, что "носители так не говорят" (они скажут: "по-доброму" или иной штампованной формой). Собственно, это и есть основной аргумент при обучении иностранному языку, против монструозных кАлек-калЕк типа "Какие ваши доказательства?" (в отличие, скажем, от "Какие наши годы?"): "Почему? -- А потому! Не говорят так [те, для кого этот язык - родной], и всё!"
.
...Хотя в контексте (в том числе см. прежние мои придумки ниже) - может оказаться "оправданным обстоятельствами" абсолютно всё! Ну, так на то это и "контекст", а не отдельная самостоятельная фраза:).
- Доказательства наши марксистско-ленинские! -- Ка-а-акие ваши доказательства???
fregimus
Dec. 19th, 2017 04:41 am (UTC)
Носители всегда поставят S впереди O, когда возникнет неопределенность типа «мать любит дочь», так что на этом основании придется отменить и остальные прочтения. Но это же не интересно!

В поэтической речи еще и не такое возможно. «Зло» можно запросто прочитать как атрибутив при имплицитной однородной копуле, извиняюсь за галлицизмы (т. е. «добро побеждает [и] [есть] зло[е]»). Попробую найти примеры, не может быть, чтоб их не было!
fregimus
Dec. 19th, 2017 04:47 am (UTC)
А еще я очень рад Вас видеть… э-э-э… слышать… читать?.. Каким глаголом обозначить аффективно окрашенное восприятие комментариев? Язык за интернетами никак не угонится. В общем, рад!
fregimus
Dec. 19th, 2017 12:20 am (UTC)
(Добро глядя с ленинским прищуром.) Может, может! Ударение только на первом слоге.
fregimus
Dec. 19th, 2017 12:26 am (UTC)
Ну, можно и знаков добавить. Вот, берите, расставляйте: ,,,,,;;;::::!!!??? Для хорошего дела знаков не жалко!

Rainaldo Rossi
Dec. 19th, 2017 02:48 am (UTC)
Добро, побеждает зло! (= "Согласен, побеждает зло!" = "Ну, так и быть! (Как скажешь!) Побеждает зло!"
Вот только уже "стар стал", соображать лень, как классифицируется такое междометное или какое там предложение:).

Добро побеждает, зло... (что там ни победи, хрестьянину ни там, ни тут податься некуда) - это, конечно, только в контексте или в устной речи проканает с незаконченной интонацией. Две равноправных части сложного предложения, вторая - неполная (сказуемое подразумевается такое же, как в первой: "Добро ли побеждает, зло ли...[побеждает...]").
pharmazevt
Dec. 19th, 2017 10:53 am (UTC)
Обращение ещё.
Добро, эй! Побеждает-то зло!
И, соответственно, инверсия.
Добро побеждает, зло, слышишь?
Rainaldo Rossi
Dec. 19th, 2017 10:59 am (UTC)
Точно!
Rainaldo Rossi
Dec. 19th, 2017 03:02 am (UTC)
Добро побеждает - зло!
Чисто формально (хотя это уже некоторое насилие над языком) может трактоваться как составное подлежащее и именное сказуемое (опять каюсь в лени: выяснять, как что теперь называется:)). В том же смысле, как: "Победа добра - зло!"
В контексте или живой речи - опять же может восприниматься естественнее:
- Ну, вот смотри. В этой битве, когда зло побеждает - воцаряется зло! (или "...люди видят зло!") Добро побеждает - зло! Никто не побеждает, так и дубасят друг друга - опять же одно только зло!
p_govorun
Dec. 19th, 2017 04:47 am (UTC)
Два варианта с наречием:

Добро побеждает (как?) зло.

Добро побеждает, [оно] зло.
fregimus
Dec. 19th, 2017 04:53 am (UTC)
Второй на самом деле с кратким атрибутивным прилагательным, там еще есть подразумеваемая копула, связка, однородная «побеждает». Хороший вариант.
spamsink
Dec. 19th, 2017 07:40 am (UTC)
Чисто формально можно рассмотреть "Добро побеждает" как noun phrase, где "побеждает" - приложение (т. е. что-то типа биномиальной номенклатуры), а "зло" - атрибут.
fregimus
Dec. 19th, 2017 07:13 pm (UTC)
А «побеждает» — глагол? Я что-то никак не соображу. Вроде бы, в обычных синтактических теориях финитные формы в NP попасть не могут. И в аппозиции к сущ. глагол тоже не может быть.
spamsink
Dec. 20th, 2017 03:10 am (UTC)
Нет, существительное. Если можно сказать "Хомо сапиенс зол", то говоря о гипотетическом животном с биномиальным названием "Добро побеждает" можно сказать, что это животное зло.
lenivtsyn
Dec. 19th, 2017 11:31 am (UTC)
Перечисление. Какие слова в этом предложении? Добро, побеждает, зло.
fiviol
Dec. 19th, 2017 04:14 pm (UTC)
"Добро" может быть в смысле "хорошо, что" (Хорошо, что побеждает зло. А то могла бы победить какая-нибудь пакость).
fiviol
Dec. 19th, 2017 04:29 pm (UTC)
Синтаксически новых вариантов, кажется, не получится, но "добро" может быть еще и названием буквы кириллицы. А "зло" похоже на название буквы "зело" со сбежавшей беглой гласной. :)
fregimus
Dec. 19th, 2017 07:07 pm (UTC)
Там было зѣлъ, а яти не бегают. Я думаю, что им просто не позволяет чувство собственного достоинства, но у лингвистов на этот счет другие теории…
v1adis1av
Dec. 20th, 2017 10:35 pm (UTC)
Плюс два варианта, когда "добро" и "зло" -- усечённые формы прилагательных.
fregimus
Dec. 30th, 2017 04:53 pm (UTC)
О, спасибо, как раз именно это искал, не знал только, как «это» называется. Усеченные, значит.
( 26 comments — Leave a comment )