?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ученая старость

И. Фридрих. Дешифровка забытых письменностей и языков. M., 2007:

Заслуженный чешский ученый Б. Грозный (1949) при­менил к крито-микенской письменности метод сравнения — по внешнему сходству — знаков самых разнообразных пись­менностей древнего мира: кипрской, хеттской иероглифической, древнеиндской, шумерской, финикийской и т. д. Не объясняя, каким образом в одной письменности мо­гут сосуществовать знаки, общие со столь различными и притом исторически и географически отдаленными друг от друга видами письма, Грозный пытался прочесть таким образом под крито-микенскими письменами индоевропейский язык, близкий хеттскому; на деле у него получился странный язык, в котором смешались разнообразнейшие элементы, а содержание, вычитанное им из табличек, было лишено ясного смысла.

Чэдвик, один из участников окончательной дешифровки крито-микенской письменности, пишет по этому поводу [Сhadwiсk (1958) -f]: «Произвольность проделанной Грозным работы столь очевидна, что никто не принял ее всерьез. Это — печальная история, к сожалению, слишком часто повторяющаяся в мире науки: престарелый и всеми почитаемый ученый на старости лет создает труд, недостойный годов его расцвета, а его друзьям и ученикам не хватает смелости сказать ему об этом».

Артур Кларк, Hazards of Prophecy… in Profiles of the Future. Harper & Row : 1962:

Когда заслуженный пожилой ученый заявляет, что нечто возможно, он, скорее всего, прав. Когда он заявляет, что нечто невозможно, он, весьма вероятно, ошибается.

Прилагательное «пожилой» требует уточнения. В физике, математике и астронавтике пожилой означает старше тридцати; в прочих дисциплинах возрастной распад иногда задерживается до пятого десятка. Известны, разумеется, яркие исключения, но, как знает любой выпускник, ученые старше пятидесяти годятся только для ученых советов, но только не для лабораторий. [В 1962 г. Кларку было 45 лет -f.]

Айзек Азимов, Asimov's Corollary in Quasar, Quasar, Burning Bright. Doubleday : 1978:

Когда идея, которую отмел заслуженный пожилой ученый, подхватывается и защищается широкими народными массами эмоционально и с жаром, то ученый, скорее всего, все-таки прав.

Tags:

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
andrei_koval
Jun. 27th, 2009 10:14 pm (UTC)
У Азимова-то пооптимистичнее будет. Но к Грозному это, конечно, не относится. Что и говорить, все такое видали. Эх-ма...
fregimus
Jun. 28th, 2009 04:15 am (UTC)
Ну, когда видали со стороны — это одно…
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 11:11 am (UTC)
Ценю Ваше тонкое ехидство. Но от этого никто не застрахован.
fregimus
Jun. 28th, 2009 11:13 am (UTC)
Да какое уж там ехидство. Если следовать определению Кларка, я оказываюсь в глубоко сенильном возрасте. Мне ли ехидничать!
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 11:14 am (UTC)
Я тем более. Давайте перечтём De senectute и утешимся.
fregimus
Jun. 28th, 2009 11:18 am (UTC)
Вам оставлена лазейка — «в иных дисциплинах». Мне — нет.

Ах, знаменитый трактат Цицерона «О Сенеке». Давайте!
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 11:27 am (UTC)
Забавно, что в моё время (думаю, и сейчас кое-где) его читали чуть ли не на первом курсе. Ну что могут 18-20 летние понять в этом? Зачем это нужно? Вот сейчас, пожалуй, уже можно что-нибудь там прочувствовать. Жаль, у меня нету хорошего комментированного издания. Но я попробую раздобыть, а время у меня будет в первой декаде июля.
fregimus
Jun. 28th, 2009 11:38 am (UTC)
Интересно, что английских переводов с комментариями я не встречал, кажется. Комментарии отдельно, некомментированный перевод — да, а вот вместе нет. А в русской традиции принято комментарии серьезные писать. Меня как-то потряс перевод «Улисса», где комментариев было не меньше текста, кажется, два тома + том комментариев мелким кеглем. А вот сейчас тоже без комментариев начали, смотрю, издавать.

Как Вам «изнутри» профессии это видится? И, интересно, где еще какие традиции комментирования переводов?
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roman_shmarakov - Jun. 28th, 2009 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roman_shmarakov - Jun. 28th, 2009 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roman_shmarakov - Jun. 28th, 2009 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roman_shmarakov - Jun. 29th, 2009 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 29th, 2009 09:53 pm (UTC) - Expand
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 12:15 pm (UTC)
Оххх... БОльно уж тема необъятная, ну может сподоблюсь на что-нибудь. А Loeb... я же говорю, важен некий адресат, который не может не быть условным, воображаемым, и конечно не все с ним совпадут. Важнее, на мой взгляд, другое: что выработана некая традиция комментирования, и она соблюдается.
fregimus
Jun. 28th, 2009 12:25 pm (UTC)
Да, именно, явно проговорить вот эту традицию, как мне кажется, было бы очень интересно. Диапазон разброда и шатания стал уж очень велик.
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 12:28 pm (UTC)
Инетерсно, что зачастую авторов, которые принципиально писали без комментариев, потом иногда как-то комментируют.
fregimus
Jun. 28th, 2009 12:38 pm (UTC)
Ну конечно. «Знание мест» всегда было компонентой сакрального знания, барьером для непосвященных.

Мне кажется, что «верхней границы» комментирования не существует: чем больше «вверх», в сторону неочевидного, известного лишь немногим, тем лучше. Нижняя граница — да, тут стоит поразмыслить, но особой беды в излишке комментариев не будет. Если в комментариях написано, что Диоген — греческий философ, то ничего особо страшного нет, это нижняя граница низкая. Если это, однако, самый глубокий комментарий — это вот плохо, верхняя граница занижена.
andrei_koval
Jun. 28th, 2009 12:51 pm (UTC)
Я всё талдычу о "традиции" и действительно считаю это важным. Вот были великие комментаторские традиции: греческая, индийская, иудейская, христианская, тибетская, китайская, японская... В рамках эти традиций все великие философы писали главным образом комментарии, потом комментарии к комментариям, потом комментарии к комментариям к комментариям... Это потому, что все они исходили из понятия Священного Текста (ну или его заменителя, в случае Гомера). К Священному Тексту писали комментарии авторитетные люди; потом их комментарии сами становились если не священными, то уж во всяком случае в чём-то сопоставимыми. Это ярко выражено в некоторых иудейсских направлениях, где говорят: Торы без Талмуда нет, а Талмуд без Торы есть. Иерархия комментариев чётко выстраивается в индийской традиции, пожалуй чётче всего, где есть разные термины: бхашья (первичный комментарий), тика (комм. на комм.) и т. д. Ну в общем тут спектр широкий, но одъединяет это всё одно: наличие СВященного Текста.
В светской культуре Нового Времени такого текста нет (не будем рассматривать совершенно неплодотворные исключения впроде марксизма-ленинзма, не давшего нчего стоющего). Ну а раз его нет, тогда нет и традиции комментирования. Тогда каждое сообщество должно как-то приватно внутри себя договориваться о правилах этого дела, ни на кого не озираясь, исходя только из своих собственных представлений. Вот где главный источник разбродов и шатаний.
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 28th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jun. 28th, 2009 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jun. 29th, 2009 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - do_panic - Jun. 28th, 2009 01:24 pm (UTC) - Expand
fregimus
Jun. 28th, 2009 05:47 pm (UTC)
Как самый минимум, в том числе и так. Хотя слова специалиста в какой-то области, сам таковым не будучи, я бы воспринимал шире. Возможно, с некоторой поправкой на его возраст.
( 34 comments — Leave a comment )