?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Превращение в человека

Фридрих жжот:

«Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков… развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем <мутации [cj. freg.]> для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим.

Что это объяснение возникновения языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным, доказывает сравнение с животными. То немногое, что эти последние, даже наиболее развитые из них, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи членораздельной речи. В естественном состоянии ни одно животное не испытывает неудобства от неумения говорить или понимать человеческую речь. Совсем иначе обстоит дело, когда животное приручено человеком. Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что, в пределах свойственного им круга представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т. д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много приходилось иметь дело с такими животными, едва ли может отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток. К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому их горю уже никак нельзя помочь…

Органы рта у птиц отличаются, конечно, коренным образом от соответствующих органов человека. Тем не менее птицы являются единственными животными, которые могут научиться говорить, и птица с наиболее отвратительным голосом, попугай, говорит всего лучше. И пусть не возражают, что попугай не понимает того, что говорит. Конечно, он будет целыми часами без умолку повторять весь свой запас слов из одной лишь любви к процессу говорения и к общению с людьми. Но в пределах своего круга представлений он может научиться также и понимать то, что он говорит. Научите попугая бранным словам так, чтобы он получил представление о их значении (одно из главных развлечений возвращающихся из жарких стран матросов), попробуйте его затем дразнить, и вы скоро откроете, что он умеет так же правильно применять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью. Точно так же обстоит дело и при выклянчивании лакомств».

Ф. Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезъяны в человека»

Хороший мужик этот Энгельс. Сознание чистое, незамутненное, поток журчащий. Прочитаешь спросонья такое — и как-то уже жить сразу хочется, на душе тепло. Классик, ежки-кошки, не фунт изюму!

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
inadia
Nov. 29th, 2009 02:40 am (UTC)
Да, чистое, незамутнённое - поток:

"Собака и лошадь ... легко научаются понимать всякий язык. Они... свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток".

Какая прелесть!
Давно не читала. Посмеялась с утра. Спасибо.
fregimus
Nov. 29th, 2009 03:26 am (UTC)
Да, этому их горю уже никак нельзя помочь.
lectica
Nov. 29th, 2009 03:32 am (UTC)
труд сделал из обезьяны человека,
а прибавочная стоимость превратит человека в обезьяну.
fregimus
Nov. 29th, 2009 03:35 am (UTC)
Превратит, если еще не. Эволюция тоже ходит по спирали.
fandaal
Nov. 29th, 2009 10:22 am (UTC)
легко он скакал по горным вершинам
fregimus
Nov. 29th, 2009 10:32 am (UTC)
Эт вот да. Нынче таких уже в классики не записывают.
(Deleted comment)
fregimus
Nov. 29th, 2009 12:47 pm (UTC)
Боюсь, Вас обманули. Ни Платон, Ньютон, ни современник Фридриха де Соссюр ни малейшего смеха у меня не вызывают. Впрочем, иные и от щекотки веселятся.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
luciferino
Nov. 29th, 2009 11:01 pm (UTC)
Ну а что? Для своего времени вполне нормально. Да и для нашего времени, если иметь в виду популярный уровень, тоже сойдет. Может, некоторое преувеличение разве что :))
Да и то... начнешь разбирать - а не доказать ведь, что он неправ :)
Вот докажите мне, что собака не хотела бы научиться разговаривать :))))
тем более, отличная оговорка: "в пределах своего круга представлений". В самом деле... "В пределах своего круга" определенно ведь, они как-то что-то понимают :)

А если вспомнить, что обезьяны вполне себе обучаются языку глухонемых, то и вообще можно сказать, что здесь только неточности в деталях.
fregimus
Nov. 29th, 2009 11:07 pm (UTC)
Не-не, обезъяна — не попугай и не лошадь. Да и эмпатия идет сплошная, не аргументы. «Сравни попугая с торговкой зеленью». Для 1870-х это было, в общем-то, уже очевидной ерундой.
luciferino
Nov. 29th, 2009 11:32 pm (UTC)
Попугая тут не предлагается сравнивать с торговкой зеленью :) Всего лишь говорится, что он умеет столь же кстати применять бранные слова :) (Между прочим, это еще означает и обратное: что торговка зеленью применяет бранные слова не многим осмысленней попугая :)) - мне вообще нравится манера Энгельса писать, у него с юмором все отлично!)

Попугай, кстати, очень высокоинтеллектуальное существо, выше собаки, как многие считают (хотя сравнивать трудно - с одной стороны, колоссальная роль инстинктов у птиц и обеспечение высшей нервной деятельности базальными ганглиями, а с другой стороны - сильное развитие голосовой сигнализации и навык применения разнообразных сигналов "по делу", у собаки этого нет, она, по сравнению с птицей, "немая", а значит, и ответственные за звуковую сигнализацию отделы мозга хуже развиты). До обезьяны, видимо, попугай все же не дотягивает. Хотя работ очень мало. Врановых больше исследовали.

Если серьезно, то тут вообще ерунды не вижу. Нормально все, учитывая, что он не биолог, не физиолог, а вовсе публицист. Естественно, он отталкивается от повседневного человеческого опыта и оттуда же берет аргументы. Да он и пишет для "простой публики", не для ученых. Если сравнить современных популяризаторов... так он просто молодец!

То, что животные рядом с человеком "очеловечиваются", тоже совершенно верно. Конечно, тут целый ряд аспектов, начиная с селекции на "домашность". Что тогда знали о генетике, ась?
Короче, я считаю, смеяться абсолютно не над чем. Не быть специалистом в вопросе и при этом даже через полтора века оказаться практически правым - это достижение.
fregimus
Nov. 29th, 2009 11:52 pm (UTC)
В каком смысле — правым? Что язык возник из потребности бригады обезьян в деловом общении? Да помилосердствуйте же!
luciferino
Nov. 30th, 2009 01:18 pm (UTC)
Как возник язык - дело темное, никто этого сказать не может. Но данная гипотеза - все же наиболее вероятная.
(no subject) - fregimus - Nov. 30th, 2009 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Nov. 30th, 2009 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 30th, 2009 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Nov. 30th, 2009 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Nov. 30th, 2009 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 1st, 2009 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 1st, 2009 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 1st, 2009 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 1st, 2009 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 1st, 2009 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 2nd, 2009 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 2nd, 2009 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 3rd, 2009 03:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 3rd, 2009 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 3rd, 2009 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 4th, 2009 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Dec. 4th, 2009 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - luciferino - Nov. 30th, 2009 01:23 pm (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )