?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выбор темы

А. Т. Марьянович, «Эрратология или как избежать наиболее неприятных ошибок при написании диссертации» (по рекомендации wolf_kitses). Вот такой настойчивый совет не выбирать тему самому:
Наиболее важный совет прост и категоричен: ни в коем случае не выбирайте тему кандидатской диссертации сами. Выбирайте специальность, научный коллектив, руководителя, но не тему. Слишком ранняя самостоятельность приведет к тому, что вы не получите должной подготовки. Кандидатом наук вы, возможно, станете, но позднее, чем могли бы, и с серьезными дефектами в подготовке, что затруднит ваше дальнейшее развитие и продвижение…

Начинающему исследователю не стоит и пытаться выбирать проблему. «Детское любопытство» может завести его на заведомо тупиковый путь. Повторим, тему кандидатской диссертации выбирает научный руководитель.

…В начале карьеры исследователь не представляет и не может представлять себе ни перспектив будущей работы, ни ее границ, ни места в системе знаний, ни методов, пригодных для ее выполнения. Это — обязанность научного руководителя.
Тут я опять вспоминаю Адамара:
Как выбирается тема исследования? Как происходит этот деликатный выбор — одна из важнейших вещей в научной работе; в соответствии с ним мы формируем, и обычно надежным образом, мнение о ценности ученого.

На нем мы основываем даже наше суждение об аспирантах. Аспиранты часто советовались со мной по поводу выбора темы исследования; когда меня просили о таком совете, я всегда давал его охотно, но, должен признаться, что — профессионально, разумеется — я скорее относил такого ученика ко второму сорту. Как пример из другой области, крупнейший специалист по Индии Сильвиан Леви говорил мне, что, когда ему задают подобный вопрос, его всегда подмывает ответить: «Мой юный друг, выходит, что за те три или четыре года, что вы у меня учились, вам не встретилось предмета, который, по вашему мнению, требует дальнейшего изучения?»
Так вот скажите мне, как все-таки надо: самому заниматься тем, куда «детское любопытство» тянет, или все-таки чтобы умудренный профессор на путь наставил?

Tags:

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sergepolar
Mar. 20th, 2010 10:47 am (UTC)
Ситуация меняется.
Сейчас человек в аспирантуре с самого начала (т.е., как раз эти 3-4 года) ГОТОВИТ диссертацию (т.е., проводит исследования и пишет статьи, которые потом мехянически попадут под одну обложку.

Это качественно отличается от того, что раньше человек мог 3-4 года работать лаборантом на подхвате, а потом получал возможность НАЧАТЬ работать над диссертацией.
fregimus
Mar. 20th, 2010 10:51 am (UTC)
Сейчас и раньше — где граница пролегла? Марьянович говорит о «сейчас» или «раньше»? Адамар — о «раньше» (1946 г.), так я понимаю?
(no subject) - sergepolar - Mar. 20th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
maksina
Mar. 20th, 2010 10:51 am (UTC)
ИМХО - неспособность самостоятельно выбрать тему исследования - не есть хорошо. Совет руководителя , несомненно нужен, имнно чтоб не уткнуться в заведомый тупик. Но только добросовестное следование заданной руководителем теме бе стремления вести что=то свое - то как раз пусть к тому что "кандитатскую напишете, а ученым не станете"
Но это некая условно -идеальная ситуация.По крайней мере в моей области.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:00 am (UTC)
Почему условно-идеальная? А как на самом деле?
(no subject) - maksina - Mar. 20th, 2010 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Mar. 20th, 2010 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - maksina - Mar. 20th, 2010 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Mar. 20th, 2010 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maksina - Mar. 20th, 2010 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v1adis1av - Mar. 20th, 2010 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maksina - Mar. 20th, 2010 07:55 pm (UTC) - Expand
tacente
Mar. 20th, 2010 10:52 am (UTC)
Я думаю, что в общем случае совет правильный, но для людей с самостоятельным мышлением (которые, по-хорошему, только и есть пригодный материал для научного сообщества, с известными оговорками) он не подходит.
fregimus
Mar. 20th, 2010 10:59 am (UTC)
Который из двух?
(no subject) - tacente - Mar. 20th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 20th, 2010 11:06 am (UTC) - Expand
roman_shmarakov
Mar. 20th, 2010 10:52 am (UTC)
А я и тему кандидатской, и тему докторской навязал науч.рук-лю. И теперь чувствую серьезные дефекты в подготовке, что затруднило дальнейшее развитие. Родничок до сих пор не закрылся.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:03 am (UTC)
Вот Ваши аспиранты на Вас еще отыграются…
(Deleted comment)
sergepolar
Mar. 20th, 2010 11:03 am (UTC)
это значит, что просто вы не умеете рассмотреть интересное.
Если вы попадаете в сильную группу к сильному руководителю, то заддача интересна по определению :)
Если же студент этого не видит, то это проблемы студента.

(no subject) - fregimus - Mar. 20th, 2010 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - randomisator - Mar. 20th, 2010 11:33 am (UTC) - Expand
messala
Mar. 20th, 2010 11:26 am (UTC)
Возможно, есть какая-то системная разница между естественными науками и гуманитарными "науками", но в гуманитарной области хороший третьекурсник уже представляет и методологию, и перспективы различных проблем. Я лично знаю человека, чья курсовая, написанная на втором курсе, впоследствии стала пости в непереработанном виде главой сначала кандидатской, а потом и доктороской диссертации. Один из ведущих сейчас у нас византинистов.

Так что мой ответ однозначен -- выбирать "детское любопытство".
randomisator
Mar. 20th, 2010 11:44 am (UTC)
У меня в естественной науке тоже в кандидатскую вошло всё, что я сделал начиная с курсовой 1 курса:) Но это совершенно не значит, что я сразу после защиты диплома был готов выбирать тему.
levgem
Mar. 20th, 2010 11:27 am (UTC)
Не знаю где это так происходит, у меня в двух аспирантурах было: ну ты придумай чего-нибудь и принеси готовый вариант.
sergepolar
Mar. 20th, 2010 05:37 pm (UTC)
такие надо закрывать ....
fat_crocodile
Mar. 20th, 2010 12:01 pm (UTC)
Мне кажется, Марьянович просто не может рассчитывать, что все его читатели -- "первого сорта". Это, конечно, сильно польстило бы их самолюбию, но увы.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:22 pm (UTC)
Иными словами, он рассчитывает на то, что «первый сорт» не будет читать его книгу. Хотелось бы надеяться, что так — но этакими настойчивыми советами можно и медвежью услугу оказать, нет?
(no subject) - fat_crocodile - Mar. 21st, 2010 02:55 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Mar. 20th, 2010 12:29 pm (UTC)
Сложный вопрос. По-моему, дело даже не в выборе темы, а в построении отношений с научным руководителем вообще.

Я выбирал тему, и работал над ней практически сам. В итоге полностью согласен с Марьяновичем: "в начале карьеры исследователь не представляет и не может представлять себе ни перспектив будущей работы, ни ее границ, ни места в системе знаний, ни методов, пригодных для ее выполнения". У меня два года ушло на то, чтобы хоть чуть-чуть сориентироваться в том, что же это я такое делаю. И да, защита уже на год затягивается, и да - пробелы в подготовке есть.

Но как бы было по-другому, и было ли бы - представить не могу.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:23 pm (UTC)
Спасибо. А Вы какими науками занимаетесь?
meshulash
Mar. 20th, 2010 12:36 pm (UTC)
Выбор темы, мне кажется, посередине этих двух мнений. Аспирант выбирает область исследований и задачу. Затем идет длинная дискуссия с руководителем. Я имею ввиду не сели и дискутируем, конечно, а говорим-расходимся думать-говорим и т.д. В результате и задача меняется, и методы другими становятся и вобще все не то и не так. Но такая дискуссия, она может и год занимать, приводит к формулировке действительно интересных вещей. Опыт и эрудиция руководителя в сумме с наивным любопытством аспиранта - это страшная сила.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:24 pm (UTC)
Это все-таки, наверное, когда аспирант выбирает. Совет М. — как бы вообще о теме не задумываться. То, что Вы описываете — конечно, иделаьный случай.
aamonster
Mar. 20th, 2010 12:53 pm (UTC)
Если руководитель действительно может дать тему - так, что она заведомо подойдёт для диссертации и объём работы будет ровно предсказанным - скорее всего, он эту тему себе полностью представляет. И, соответственно, речь идёт лишь об оформлении темы, не о исследовании. Защитить проще, но новизны нет. Для получения корочек практически оптимально - проще только купить.

Вдвоём надо, вдвоём. Исследователь обязан знать в своей узкой теме больше руководителя - но помощь всё равно нужна.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:39 pm (UTC)
Да, представлять себе тему заранее можно только очень приблизительно. Знать больше руководителя — точно. Далеко не все руководители готовы это принять, увы.
edricson
Mar. 20th, 2010 12:59 pm (UTC)
Я в целом согласен. Тут (по моему опыту, по крайней мере) есть такой момент, что когда, как сейчас, переход из студенчества в аспирантуру совершается мгновенно, хороший мотивированный студент может попасть в ловушку и продолжить копать то же, что было в дипломе, а это не всегда хорошо, как любой путь наименьшего сопротивления.

В нашей аспирантуре это хорошо понимают, и когда я попытался через пару месяцев после начала аспирантуры заикнуться о теме, научный руководитель сказал "иди работай и не думай об этом еще как минимум два года" - и это несмотря на то, что позиция у меня завязана на конкретный проект с конкретной темой, так что на самом деле большого выбора у меня нет. В результате я уже почти три года проучился, у меня остается еще два и я определился окончательно с конкретной темой буквально только что - и это был сильно не первый из рассматриваемых вариантов. Но зато я уверен, что на эту конкретную тему мне точно есть, что сказать. Так что наша модель - достаточно жесткая привязка к некоторой конкретной области, но без давления выбирать совсем уж конкретную тему сейчас - для меня сработала хорошо, я сделал много разной работы и у меня был шанс понять, какая тропинка ведет к хорошей диссертации, а какая - максимум к одной статье.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:40 pm (UTC)
Если сразу в аспирантуру — то, наверное, так.
palmas1
Mar. 20th, 2010 02:37 pm (UTC)
А не исключено, что "оба правы", но для разных типов людей.

Когда-то тесть рассказывал об одной шутливой классификации учёных: деление на "замочников" и "сундучников". Первые вскрывают замки, вторые с упоением роются в открывшихся сундуках. Так вот, не исключено, что с выбором замка нужен добрый совет, а сундук должно выбирать самому: в первом случае человек концентрируется на воросе "как сделать", и нужна поддержка в вопросе "что делать", во втором случае - всё наоборот.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:44 pm (UTC)
Про замочников и сундучников — очень хорошо. Не понял про дихотомию «что делать — как делать».

Мне, грешным делом, и правда кажется, что дихотомия тут между сортами. Может, дело даже в традициях страны. В России все-таки ждут больше, когда за ручку отведут, «не можешь — научим». А в Штатах все-таки ближе к «не можешь — ну иди, научись где нибудь».
(no subject) - palmas1 - Mar. 21st, 2010 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Mar. 21st, 2010 09:45 am (UTC) - Expand
diofant
Mar. 20th, 2010 04:11 pm (UTC)
Истина посередине. :)
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:38 pm (UTC)
Приятно поговорить с человеком, знающим, где истина!
(no subject) - diofant - Mar. 21st, 2010 12:44 pm (UTC) - Expand
ex_kosilova
Mar. 20th, 2010 05:50 pm (UTC)
Это, конечно, может быть по-разному в разных науках. И еще сильнее зависит от темперамента аспиранта. Я сражалась с научным руководителем и отстояла ту тему, которую хотела сама, он чуть было от руководства не отказался, но потом признал и результат похвалил. С другой стороны, думая сейчас, что было бы, если бы я писала на тему, которую он мне предлагал? Прихожу к выводу, что мне бы это пошло на пользу больше, чем пошла моя тема. Другое дело, что на свою я писала с увлечением, а на чужую только вымучивала бы результат.
fregimus
Mar. 20th, 2010 11:54 pm (UTC)
А можно вот так «вымучивать» чужой результат три-четыре года? По-моему, или втянешься, или бросишь.
(no subject) - ex_kosilova - Mar. 21st, 2010 08:31 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 63 comments — Leave a comment )