?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рафауб видит основную причину сохранения более архаичного уклада в Риме по сравнению с Грецией в более острой внешней ситуации Рима, необходимости борьбы за выживание и доминирующее положение в Лациуме, сплочавшей общество вокруг семейного, кланового и аристократического ядра. Стр. 16—17:

С падением власти этрусских городов в V в. до н. э. римляне в продолжение более чем века были вынуждены сражаться за выживание и сохранение своего положения с латинскими и этрусскими соседями и несколькими горными племенами, предъявлявшими свои права на плодородные береговые равнины. Римская ситуация радикально отличалась от греческой: одна лишь Спарта после захвата Мессении была подвержена сравнимому постоянному давлению, в данном случае вследствие порабощения илотов [объясните мне, неучу, как одно из другого следует, а? —f] …В Риме такое давление усилило не только качество и важность аристократического предводительства, но также и солидарность, сплоченность, дисциплину и готовность подчиняться как аристократии, так и обществу в целом. Эти факторы объясняют, по крайней мере, частью, такие типично римские явления, как… продолжительное социальное влияние gens и familia, полновластие pater familias даже в пост-архаический период, устойчивость и функциональное расширение системы клиентства, отсутствие, невзирая на существенные социальные разногласия, выраженного противодействия лидирующему положению аристократии, устойчивое существование сильной и независимой магистратуры, несмотря на совокупное стремление к власти сенатской аристократии, и многое другое. Важнее всего то, что с самых ранних времен аристократия целиком посвящала себя политическому превосходству и власти, и, соответственно, ее система ценностей была полностью основана на служении обществу. Более того, общество как целое выработало замечательную способность разрешать даже тяжелые внутренние конфликты компромиссами внутри существующей структуры и под существующим руководством.

В Греции, с другой стороны, не было нужды в столь же сильном и объединенном лидерстве, в солидарности и сплоченности. Греки в самых ранних времен могли позволить себе сомневаться в превосходстве аристократии и эффективности ее власти. Соответственно, аристократия не была способна сохранять свое превосходное положение, исключительную власть и единство в конфликтах VII—VI вв. Все чаще ей приходилось доказывать свое превосходство во внеполитических занятиях, например, в спорте, и часто она расходовала свой потенциал в борьбе за власть, относила на второй план солидарность и целостность общества в угоду интересам фракций и семей, привлекая иностранную помощь или даже низшие сословия к борьбе фракций. Во многих городах внутренние раздоры усиливались социальной напряженностью и приводили к тирании, которая, в свою очередь, далее ослабляла авторитет аристократии. В конце концов, аристократические структуры заменялись новыми, основанными на равенстве бо́льших сегментов общества. Во многих случаях власть главы семьи и сплоченность клана, не будучи такой же сильной, как в Риме, угасала еще в конце архаического периода, как и значение клиентства; эти отношения рано заменялись иным набором изначально политических отношений. Политические реформы Солона и Клисфена в Афинах ослабили аристократическое лидерство и лишили его исключительности; магистратура не получила независимости [что-то я тут плаваю —f], а аристократический совет потерял решающую функцию предварительных дебатов и планирования повестки дня ассамблеи (probouleusis), тогда как сама ассамблея приобрела более весомую роль в политической жизни.∎

Совершенно не понимаю положения магистратуры: почему в патриархальном аристократическом обществе она оказывается более сильной. Казалось бы, должно быть наоборот?

______________________
Kurt A. Raaflaub, ed. Social Struggles in Archaic Rome. Blackwell, 2005

Comments

cobetbi
Oct. 10th, 2010 09:45 am (UTC)
Моё мнение человека абсолютно невежественного в античных историях такое. Это две совершенно разные цивилизации. Различия из самых глубинных корней. Часто (и правильно на мой взгляд) начинают об этом уровне рассуждать, отталкиваясь от природы. Но она у них вроде идентичная. Хотя нет, есть крайне существенный аспект - острова или континент. Далее, можно сказать, что Греция "завязана" в своём положении на всех вавилонах, финикиях и египтах. А рим на периферии. Греция вся более в духе восточных наук, математики, философии. Рим очень своеобразен. Никаких наук и философий. Поклонение "священному закону", первостепенность разных юридических дел.
Мне кажется, это и сейчас очень сказывается. Западноевропейская цивилизация - это ведь наследник римской. А русская, например, она... совсем не наследник (другой очень спорный вопрос о корнях и влияниях - греки, монголы, тюрки, арабы). Я например, часто наблюдаю полное непонимание у товарищей с западов, когда они начинают все рассуждения строить исходя из понятия "закон". А они меня не понимают, как можно без этой аксиоматики "священной истины законов".

А попытки объяснить различия какими-то более "высокоуровневыми" особенностями организованного уже общества я считаю не совсем правильными. Нужно какие-то более глубокие отличия учитывать.
tacente
Oct. 10th, 2010 10:04 am (UTC)
Природа совершенно не идентичная: Греция каменистная, неплодородная и уже в ранние времена была перенаселенной, чего с Италией, в общем-то, до конца античной истории так и не произошло.

Рим "на периферии" очень условно -- уже в IV - III вв. в западном Средиземноморье появился как минимум еще один серьезный игрок -- Карфаген; с юга подпирала Великая Греция, с востока -- Эпир, да и до других держав было не так уж далеко.

Идея закона (и меры) для греков была ничуть не менее важна.
cobetbi
Oct. 10th, 2010 12:50 pm (UTC)
Не смогу обстоятельный спор поддержать с приведением фактов, могу только "философствовать".

Мне кажется, это какое-то противоестественное мировоззрение - западно-европейское, корни которого в Риме. Его даже трудно может быть выделить, очень большая часть знаний прошла через эту призму. Какой-нибудь китай рассматривается, и говорят про введение законов, про налоги, и пр. Или про историю России - тоже "русская правда" на центральном месте, если про монголов, то обязательно "ярлыки" и пр. дела. Я думаю, это неправильно, есть гораздо более важные подходы.

В западно-европейском это на центральном месте. "священная буква закона!", "закон один для всех!", "это закон!"... В остальном мире, в том числе в России, этого нет, есть адекватное понимание. Закон - это лишь инструмент регулирования общественных отношений, инструмент второстепенный, неэффективный. В не-западно-европейском мире есть полное осознание, того, что закон основывается на гораздо более глубоком и важном фундаменте накопленных культурных традиций - понимание добра и зла к закону имеет совсем не прямое аксиоматическое отношение "добро - это что в законе написано, это соблюдение закона".

Ну и какбы трудно представить древнегреческого философа, рассуждающего о мироустройстве, который будет верить в "священный закон". Этот философ будет всё переосмысливать, думать что такое мышление, суждения, доказательства. Этому философу будет совсем чуждо стремление принять, заучить наизусть, поставить воглаву угла какие-то простые правила поведения.

У меня т.е. такой вот метод - от обратного. Исходя из наблюдений за современными европами с америками делаю выводы о древнем Риме.

>>Природа совершенно не идентичная
С географией у меня дела лучше чем с античными историями, и я всё же уверен, что идентичная. Один и тот же рельеф, средиземноморский климат, одни и те же флора и фауна, одинаково почвообразование, температурный и водный режимы...

Вот местоположение играло огромную роль. На балканах говорят людей всегда толпа была, и по уровню развития, есть даже мнение что железный век там начался. С другой стороны у Греции малая азия, ближний восток, про население и уровень развития которых можно и не говорить. Да и по морю почти рядом с египтами. Италия почти в изоляции. Альпы труднопроходимы, до восточных цивилизаций очень далеко, плавать рисковано и незачем.

Но вообще, Рим же вроде не сам по себе возник. Под влиянием переселенцев с востока. Этот вопрос мне совсем неведом. Надо будет почитать чтонибудь.

Profile

oak
fregimus
L. Fregimus Vacerro

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow