?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В первой трети XI в. монах-бенедиктинец Гвидо из Ареццо придумал систему для заучивания григорианских песнопений за 21 день. Нужно сказать, что родом Гвидо был вовсе не из Ареццо, а, вероятно, из Феррары. Система Гвидо оказалась столь хороша, что благодарные братья-монахи выжили Гвидо из монастыря в Помпозе, и он переехал в Ареццо, где, вдали от них, ему работалось гораздо лучше. В основание системы он положил названия нот простыми короткими слогами, а сами эти слоги произвел от первых слогов каждой строки католического hymnus in Ioannem:



UT queant laxis / REsonare fibris,
MIra gestorum / FAmuli tuorum,
SOLve polluti / LAbii reatum,
sancte Iohannes.

Можно сказать, что Гвидо разработал прототип современного сольфеджио, хотя сходство несколько поверхностно, и прототип современной нотной записи.

Седьмой ноты диатонической шкалы — современной си — в гимне, как видите, нет. Система Гвидона обходилась 6 ступенями. Технически, смещая эти шесть ступеней от до к фа или к соль, можно получать три ряда звуков: начиная с до — до, ре, ми, фа, соль, ля; с фа — фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре; и с соль — соль, ля, си, до, ре, ми. Эти сдвиги назывались мутациями. Таким образом, система покрывала мажорную и натуральную минорную шкалы. Ноты запоминались с помощью пальцев руки: каждой костяшке была сопоставлена определенная ступень шкалы. Учитель показывал на пальцы, а ученики пели и запоминали мелодию. Обратите внимание, что в разных шкалах и мутациях одно и тоже название, например, ре, соответствует разной высоте звука.

Если вы уже запутались, то могу порадоваться вместе с вами, что мы учимся логике не по силлогизмам, а музыке не по Гвидоновой руке. А если еще нет, о системе Гвидо можно прочитать подробнее.

Итак, со времен Гвидо ноты стали называться ут, ре, ми, фа, соль, ля. Не совсем то, к чему мы привыкли, но что-то общее уже есть. Название си для седьмой ступени, акроним от sancte Ioannes, было добавлено в конце XVI в., а ут заменено на до только в середине века XIX. Однако, ряд названий звуков прошел через еще одну любопытную стадию. Чтобы понять ее историю, мы должны обратить внимание на то, что семь названий могут означать два различных ряда. Во-первых, это могут быть имена нот, то есть абсолютной высоты звука. Когда мы говорим «до первой октавы», мы называем звук по его абсолютной высоте. Однако, возможно и другое применение, восходящее к Гвидо, когда этими же именами называют степени лада, независимо от их абсолютной высоты. Именно это использование было распространено в Европе вплоть до XIX в. За время с XVI по начало XIX в., ут и ре постепенно вышли из употребления, и семь ступеней лада пропевались как фа, соль, ля, фа, соль, ля, ми. Для обозначения же абсолютной высоты нот применялись латинские буквы: C, D, E, F, G, A, B. «Забытые» названия звуков ряда были возвращены в обиход во Франции к середине XIX в., и тогда же вместо ут появилось название до: редкий певец помнил гимн Иоанну, а открытый слог пропевать легче. Тогда ряд названий нот и принял современный вид: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Основных систем сольфеджио в мире так и существует две. В одной из них, которую можно условно назвать французской, названия соответствуют нотам. Эта же система всегда применялась и в России. В музыкальной теории, как она преподается в России, ступени ряда, если их надо назвать независимо от высоты тона, обычно обозначаются римскими цифрами: I — тоника, IV — субдоминанта, V — доминанта. Вторая же система, которую мы назовем английской, называет именами от до до си ступени: до — тоника, фа — субдоминанта, а соль — доминанта лада. В тех странах, где применяется эта система с подвижным до, например, в Англии, Австралии, Китае и кое-где в США, абсолютная высота нот обозначается тем рядом латинских букв, который мы уже упоминали: C, D, E, F, G, A, B. В этих странах (кроме Китая) вместо си используется те, введенное, чтобы каждое имя начиналось со своей буквы: д, р, м, ф, с, л, т. Впрочем, и в ряду латинских названий нот имеется некоторый разнобой: в одних учебниках можно встретить H для обозначения B-бемоль, а в других H будет писаться вместо B и означать просто си. Кроме того, чтобы прибавить путаницы, некоторые консерватории в США преподают по французской системе с фиксированным до, а другие — по английской, с подвижным, так что даже музыканты в одной стране могут иметь привычку называть одним и тем же словом «до» два различных понятия…

Справедливости ради надо отметить, что ряда, вынесенного в заголовок, никогда не существовало: ут вышло из употребления веком раньше, чем возникло название те.

Доб. О том же: http://iad.livejournal.com/174212.html

Доб. McNaught WG (1893) The History And Uses of The Sol-Fa Syllables. Proc. Musical Assoc., Vol. 19, pp. 35-51. Google Books или PDF (350K)

Comments

kvinta_kvanta
Dec. 29th, 2010 02:54 pm (UTC)
Вот оно, оказывается, откуда! Меня в музыкалке, в начальном классе (мы с 5 лет занимались) именно таким названиям учили!

Profile

oak
fregimus
L. Fregimus Vacerro

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow