?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иллюзия Каяхары

Иллюзия Каяхары, изображение силуэта вертящейся танцовщицы, не только обошло всю Сеть, но даже попало в профессиональные психологические тесты. Иные психологи-практики полагают, будто восприятие направления вращения фигуры связано с особенностями личности.

Н. Трое и М. Макадам¹ из Королевского университета Онтарио в Канаде выяснили, от чего зависит восприятие направления. Они обнаружили сильнейшую корреляцию воспринимаемого направления вращения с… углом, под которым камера направлена на модель. Испытуемые, видя модель, «снятую» камерой, приподнятой над линией горизонта, чаще воспринимали вращение по часовой стрелки (если смотреть на танцовщицу сверху), так, как вращалась и модель, а опущенной — против часовой, в противоположном направлении.


http://www.youtube.com/watch?v=udfDvXMU5os

Объяснение этого явления состоит в том, что, при прочих равных условиях, зрительная система разрешает подобного рода неопределенности таким образом, как будто на объект мы смотрим сверху. Хорошо известная иллюзия такого же типа, куб Некера, демонстрирует то же самое предпочтение: первое впечатление при непродолжительной демонстрации картинки у подавляющего большинства людей таково, будто передняя грань находится ниже задней.



То же самое происходит и с танцовщицей. Когда камера смотрит на силуэт снизу, большинство людей преобразует картинку так, как будто камера смотрит под таким же углом сверху, а танцовщица вертится в противоположном направлении. Обратите внимание, что модель специально построена так, что ее плоская проекция — последовательность силуэтов в кадрах — не изменится, если камеру отклонить симметрично по отношению к горизонту, а модель раскрутить в противоположном направлении.

Исследователи обнаружили, что тенденция видеть картинку как будто сверху тем сильнее, чем сильнее отклонена камера от горизонта, и вовсе не зависит от того, в какую сторону отклонена камера. Испытуемым были предъявлены кадры, снятые под несколькими одинаковыми углами выше и ниже горизонтальной линии, поровну, с моделью, вращавшейся в одном направлении. В среднем испытуемые воспринимали направление вращения по часовой стрелке в 50,8±1,2% — проще говоря, ровно в половине случаев. Эффект не зависит также от скорости вращения модели: авторы показывали испытуемым модель в трех скоростях вращения, отличающихся, наибольшая от наименьшей, в 7 раз. А вот коэффициент пропорциональности между углом отклонения камеры и вероятностью воспринять сцену, как снятую сверху, заметен: 1,2%/град.

На графике данные по одному испытуемому; разные линии — разные скорости вращения:



И еще одно интересное наблюдение авторов: оригинальное видео Каяхары не так просто, и содержат две дополнительные противоречивые подсказки о направлении вращения танцовщицы! Во-первых, эллипс, описываемый рукой, говорит о том, что угол взгляда камеры на руку составляет 6°, меж тем как угол камеры к горизонту составляет 6,75°. Последний угол — абсолютная величина; мы ведь не знаем, смотрим мы сверху или снизу, и в какую сторону вращается модель. Однако то, что угол взгляда на плоскость руки меньше, говорит о том, что камера ближе к плоскости руки, то есть смотрит на модель сверху, и модель поэтому вращается на самом деле по часовой стрелке (и снята, при росте танцовщицы в 1,5 м, с 75 м). Однако, тень, отбрасываемая вытянутой ногой на землю, описывает эллипс, однозначно указывающий на вращение против часовой стрелки. Неудивительно, что такая не совсем «честная» модель вызывает противоречивое восприятие!

___________________________________________________
1. Troje N F, McAdam M, 2010, The viewing-from-above bias and the silhouette illusion. i-Perception 1(3) 143–148

Tags:

Comments

lyuden
Jan. 4th, 2011 10:05 am (UTC)
Это был я :)
fregimus
Jan. 4th, 2011 10:06 am (UTC)
Нет, не раздражает отнюдь, что Вы!

Profile

oak
fregimus
L. Fregimus Vacerro

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow