?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!
— И. Иртеньев, 1991 г.

Вопреки двум широко распространенным мнениям, в СССР все не было ни очень плохо, ни очень хорошо. Что было — еще долго предстоит понимать. Находясь снаружи этой, уже исчезнувшей, культуры, можно увидеть много больше, чем изнутри.

Д. В. Драгунский пишет:

Меж тем в Советском Союзе был настоящий культ образования. От школьного и вузовского до курсов и кружков. Когда хотели что-то хорошее сказать (написать в газету) о рабочем или колхознике, то говорили: «прошел путь от ученика до мастера; учится на заочном отделении института; занимается в хоровом кружке; в личной библиотеке – более пятисот книг».

И никто никогда не говорил и не писал о рабочем и колхознике, о военном или инженере: «умных книг не читал, рубашку не гладит, и вообще грубоват, зато какой хороший человек!» Это был бы полный абсурд и даже подрыв устоев.
Потому что ядром советской идеологии была работа над собой. Стать более умелым, знающим, расти по службе – вот цель, которую проклятущая соввласть ставила перед каждым советским человеком.

Можно смеяться над системой политучебы. Но давайте сделаем акцент не на слове «полит», а на слове «учеба». Люди брали тетрадки, шли в библиотеки и конспектировали Маркса.

А небритость считалась «признаком внутренней расхлябанности». Так сказал сам товарищ Сталин. Советского человека учили, как накрывать стол, как орудовать ножом и вилкой, из каких бокалов что пить. С какой стороны идти по улице с дамой, и прочим тонкостям этикета.

Идеал советского человека – это специалист, эрудит, спортсмен и щеголь. Воспитанный, вежливый. Идеологически (значит, философски) грамотный – умеющий отличить марксизм-ленинизм от троцкизма. Идеализм от материализма. А материализм диалектический – от вульгарного.

Так что любовь к «простоте» – это антисоветчина.

Вот ведь допекла советская власть!

Извечную тягу человека к знаниям и умениям, к социальному росту, к изяществу манер, одежды и обстановки – некоторые товарищи стали воспринимать как лицемерие, бездушие и вообще гадство.

А зря.

clear_text
Я не совсем об образовании. Я в связи с прошлыми своими постами. В связи с тем, что некоторые любят "простых" (то есть неквалифицированных, немытых и невоспитанных) людей, считают, что они чем-то лучше образованных, воспитанных и мытых-бритых.

tan_y
"Идеал советского человека – это специалист, эрудит, спортсмен и щеголь."
мне кажется, что щеголь тут лишнее. СССР и щеголь не очень совместимы. А в остальном верно.

clear_text
ну, не щеголь, а так: подтянутый, со стрелкой на брюках... чисто выбрит, пахнет "Шипром".

mikkim08
В советское время родители выписывали какой-то экономический журнал. А на последней, "несерьезной", странице там было про то, как правильно одеваться. Про то, что не надо надевать рубашки с погончиками и клапанами на карманах с деловым костюмом. И что галстук должен быть темнее рубашки, и проч.

Когда-то в детстве я это прочитал, и до сих пор сидит :)

aka_human
Сильно сомневаюсь, что "культ простоты" может возникнуть в результате ненависти к советскому прошлому. Пытаюсь представить себе такого человека, но не получается.

clear_text
я этого тоже не утверждаю. Пытаюсь понять, откуда у интеллигентных людей такая вдруг толерантность и даже любовь к немытым неряшливым любителям пивасика и семок.

всего лишь пытаюсь разобраться

tandem_bike
да нет, культ образования был частью культуры того времени (советского) - и был вывезен в эмиграцию ( не только евреями!!!) и приобрел забавные американские формы..

byspb
Я могу сказать о своем опыте)Когда я училась в Политехе- были еще профессора старой закалки,в самом хорошем смысле слова.Чтобы получить даже тройку надо было ого-го,не смотрели даже на растущий живот,но вели под ручку. И говорили, что каждый последующий курс все дебильнее и дебильнее. И это правда.Так шта мои четверки- это блестяще на сегодняшний момент( И здесь оценка однозначна- плохо со знаниями.

wolf_gray
Вы путаете, как мне кажется, Москву и СССР.
СССР украл жизнь у сотен миллионов людей. И не потому, что в зап. странах были сотни сортов колбасы без очереди. И не потому, что не давали съездить за границу, хотя и это немало. Главными проблемами было:
1. Неправовое государство.
2. Отсутствие выбора: не мог жить в том городе, где хотел и не мог учиться и работать где хотел.
Уровень образования в большинстве ВУЗов был ниже всякой критики, как и всё остальное.
Извините, погорячился. Но вы меня задели.

clear_text
я это не хуже Вас знаю, и разделяю Ваши чувства.

Я немного не о том. А о том, что альтернативой тоталитарной дисциплине стала всеобщая разнузданность, хамство, и даже физическая нечистота.

wolf_gray
Не знаю, я уже более 20-ти лет не бывал в России и мне тяжело понять, что у вас происходит. Но судя по интернету и общению с туристами из России - большинство обратно не хочет.

Страны бывшего СССР я не посещаю из-за элементарного страха: мне кажется, что в любой момент железный занавес может опять опуститься. Вот такая фобия, а вы говорите.

clear_text
обратно никто не хочет!

Я о том, что учиться, мыться и знать хорошие манеры - надо. А тут некоторые товарищи говорят, что все это фигня: немытые лучше мытых, неученые душевнее ученых, хамы приятнее воспитанных. И я думаю - почему это они так считают? И мне показалось, что это парадоксальная реакция на советчину. На призывы учиться, гладить брюки и вести даму под ее левую ручку, если ты штатский, а если офицер в форме - то под правую.

wolf_gray
Насчёт элементарной культуры спорить не буду. А по-поводу причины всеобщего одичания - не уверен. Может быть раньше просто боялись реакции властей, а сейчас перестали бояться. С этой стороны границы тоже приходилось встречать богатых и образованных людей, которые просто плевали на окружающих и позволяли себе всё то, о чём вы пишете.

aron_turgenev
А выезжающих за границу (даже в Болгарию) учили рубашки менять через день.

clear_text
страшное дело эта заграница! Так и до бритья подмышек докатиться можно.

cema
В этом отношении у Шварца интересно: мол, зачем ты, негодяй, был первым учеником? Я никогда не был согласен с этой критикой. Быть первым учеником не зазорно. Зазорно учиться бессмысленному и бесчеловечному. Правда, ребенку трудно бывает определиться, приходится полагаться на старших товарищей.

notabler
"Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество" (В.И. Ленин) - на всех стенках висело. Что-то и меня когда-то толкало прочесть все до одной книги, упоминаемые в качестве классики, как русской, так и зарубежной, которые были доступны. Просто потому, что "надо было". Глупо. И объелась до тошноты. ЖЗЛ, "Иностранная литература", потом "самиздат" - все было как бы "обязательно". Но при всей нелюбви к совку этот слой тогдашней жизни был хорош, единственно доступная любому человеку форма сохранения уважения к себе.

_leroy_
По сути верно, а так... Ощущение какой-то ловушки. Старую интеллигенцию истребили, от евреев шарахались, подняли на щит образованность, а в руководство было совершенно дремучим. После 2-й мировой войны наука стала фактором военной мощи, физики вошли в моду...

clear_text
СССР был ловушкой, Вы правы.

bettybarklay
Хорошо, что Вы написали про это. Я считаю, что настрой на образование и работу над собой, которые были в СССР, никак нельзя было убирать из нашей жизни.

clear_text
нельзя было, правильно. Но советская власть так всех достала - что вместе с ней на помойку полетели и совсем неплохие вещи из той жизни.

bettybarklay
Да, я понимаю, почему все полетело. Сама была среди тех, кто ненавидел этих КПСС-ных мертвецов. Но то, что потеряли хорошее мне жаль. Шариковство какое-то.

bettybarklay
Но так не работать, как сейчас, в советское время еще не умели:).

leosat
Учиться, да - можно было и нужно. И у молодежи, которая сейчас от безделья мается был путь : ПТУ,техникум - производство( это для тех, кто вуз осилить не мог). Политучеба - дерьмо, я университет марксизма-ленинизма закончил - преподаватели знали меньше меня и конспекты никогда не писал))
Это не отменяет глупости и лжи которой было полно в повседневной жизни и, которая была видна любому, кто мог думать.

emmanuelle_cunt
Раздолье социологу эти ваши комменты

Сколько людей готовы надавить на много клавиш лишь бы выкрикнуть свое "решительное нет"!!!

...Совецкий Союз просто был системой, сейчас же мы имеем бурлящую (прото)плазму внутри остатков (остовов?) строительных лесов. Трудно бедному (во всех смыслах) гражданину собраться с силами и работать над собой. Чтоб работать над собой нужна иллюзия будущего (если уж не само оно). Но даже иллюзии этой сейчас у сограждан нет...

clear_text
Именно что системой. Дрянной, но.
а сейчас - даже интересно, что потом получится.

alpolish
Дадада!
Не зря же стругацкие "интели" не стали классово чуждыми.

domohozjayka
Видимо, узок круг моих знакомств и страшно далека я от...
Судя по моим знакомым, те семьи, кто был ориентирован на высшее образование, ориентированы так же и в следующих поколениях. Исключение составляют выпускники школ конца прошлого века. Не все, кто хотел, смог по причинам финансовым. А многие не захотели, потому что водитель (и до сих пор так) получает больше младшего преподавателя, например.
Что касается всяческих кружков, то ведь и они потихоньку возрождаются.
Но ведь и судим мы по Москве и Петербургу. Дотелевизионная страна еще конспектировала Ленина. После этого все уселись перед ящиками.

clear_text
да, наверное. Ящик - сила более страшная, чем даже красота.

so_legenda
Вот поэтому я сейчас с недоумением слушаю дискуссии об основах православной культуры в школах - дескать, поднимать духовность. И жаркие споры об этой духонравственности. Хотя пройдя по улице и послушав обрывки речи, становится очевидно, что назрела необходимость ввести в школах изучение элементарного этикета: учить детей говорить слова "здравствуйте", "спасибо" и "пожалуйста".

Tags:

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
fat_crocodile
Jan. 10th, 2011 06:21 am (UTC)
> 1. Неправовое государство.

а сейчас?

> 2. Отсутствие выбора: не мог жить в том городе, где хотел и не мог учиться и работать где хотел.

Почему не мог?
Поступить куда угодно же можно было. И потом работать -- куда возьмут.

То есть я понимаю, что товарищ решил свои проблемы, уехав. Т.е. с его точки зрения ключевое преимущество -- стали пускать наружу.

> Но судя по интернету и общению с туристами из России - большинство обратно не хочет.

И как сейчас большинство тоже не хочет. Хочет "чтобы было хорошо".
fregimus
Jan. 10th, 2011 06:31 am (UTC)
Я ж не поспорить, а так — конспект. Примерно в этом духе ему и отвечали.

Вообще слова «правовое государство», «демократия», «свобода» и прочие редко сегодня наполняются глубоким смыслом. Люди по-всякому живут, строят какие-то общества с какими-то мифами, эти мифы разные. Американские дети не понимают половины слов Pledge of Allegiance — поэт. и устар., как метят словари — а их все равно в школе заставляют ее читать. Зачем это бессмысленное бубнение? Как у нас в школе, бывало, под гимн стояли — так хоть, глядь, не пели! Как читали «иже еси на небеси» — у Горького помните борьбу персонажа с «яко же»… Ну, и называют эти мифы разными словами — «Великий Мбопа», «коммунизм», «свобода», и так далее. Тут интересно, какие мифы и какие общества, а не то, какие имена этому даются.
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 10th, 2011 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Jan. 10th, 2011 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Jan. 10th, 2011 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Jan. 10th, 2011 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 07:24 pm (UTC) - Expand
dm_kalashnikov
Jan. 10th, 2011 07:16 am (UTC)
//Но судя по интернету и общению с туристами из России - большинство обратно не хочет

Ага, учитывая, что загранпаспорт есть лишь у 10%.
fregimus
Jan. 10th, 2011 08:40 am (UTC)
Это такой паспорт, чтобы попасть назад в СССР? Надо же, какие бумаги есть у некоторых счастливчиков!
(no subject) - dm_kalashnikov - Jan. 10th, 2011 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 10th, 2011 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - Jan. 10th, 2011 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - antihydrogen - Jan. 10th, 2011 10:26 am (UTC) - Expand
klausnick
Jan. 10th, 2011 08:14 am (UTC)
Насчёт культа образования очень смешно. Я закончил вечернюю школу. Там работяги числились, а учиться не хотели. Учителям платили на основе наполняемости классов, поэтому всех вытягивали за уши. Если ученик приходил на урок трезвым и мог внятно назвать предмет, ему ставили тройку. Я считался корифеем, потому что всегда приходил трезвым и знал названия всех предметов. Был такой советский фильм "Большая перемена". Я хохотал, когда его смотрел. Поверить тому, что ученики стремятся к знаниям, а учитель бегает за ними, заставляя учиться, мог только тот, кто сам в вечерней школе не учился.
fregimus
Jan. 10th, 2011 08:39 am (UTC)
Было по-разному. Поэтому я и говорю, что извне, из сегодняшнего дня, можно видеть лучше. Если, конечно, не ограничиваться одними собственными наблюдениями.
(no subject) - fulgur_conditum - Jan. 10th, 2011 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 10th, 2011 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 10th, 2011 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tan_y - Jan. 11th, 2011 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 10th, 2011 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jan. 10th, 2011 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 10th, 2011 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 10th, 2011 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jan. 10th, 2011 02:56 pm (UTC) - Expand
ах, оставьте - efimpp - Jan. 10th, 2011 02:25 pm (UTC) - Expand
уж лучше вы оставьте - fat_crocodile - Jan. 10th, 2011 02:45 pm (UTC) - Expand
Re: уж лучше вы оставьте - efimpp - Jan. 10th, 2011 02:55 pm (UTC) - Expand
Re: уж лучше вы оставьте - efimpp - Jan. 10th, 2011 05:05 pm (UTC) - Expand
Re: уж лучше вы оставьте - efimpp - Jan. 11th, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
Re: уж лучше вы оставьте - efimpp - Jan. 10th, 2011 05:10 pm (UTC) - Expand
cobetbi
Jan. 10th, 2011 09:52 am (UTC)
Это была величайшая в истории цивилизация.

Напрасна здесь некая тема "тоталитаризма во внешнем виде человека". Не было никаких "учили одеваться правильно, учили вилками-ножами пользоваться, учили даму выводить в свет"... Бред это.
bvn_mai
Jan. 10th, 2011 04:08 pm (UTC)
Вы, знаете а я не стал бы говорить, что СССР была отдельная цивилизация, имхо была великая "Северная" цивилизация (по крайней мере после ноября 1962 года), состоящая из двух неотделимых частей - "Запада" и СССР. Я думаю, что теперь без СССР у западной составляющей возникли очень большие проблемы. По крайней мере, мы наблюдаем существенное замедление прогресса на пространствах, где ранее простиралась эта Северная цивилизация.
(no subject) - cobetbi - Jan. 10th, 2011 06:11 pm (UTC) - Expand
sizif73
Jan. 10th, 2011 11:22 am (UTC)
Боюсь коммент будет не по посту, а по комментариям. ;)
Как-то нечасто встречаются мысли и высказывания, что человек выросший внутри той или иной культуры (особенно если стабильной и не доведется попасть под "эпоху перемен") воспринимает ее как нечто не без недостатков, но что-то вполне нормальное, а почти все что до, после или по соседству как загнившее или несозревшее.
sizif73
Jan. 10th, 2011 04:57 pm (UTC)
А по поводу культа образования, на чем социальный лифт работает, того в обществе и культ.
ushastyi
Jan. 10th, 2011 12:36 pm (UTC)
Эх, больная тема. Грустно видеть, что образование стало "не модным". Но это проблема не только СССР/России, как мне кажется, во всем мире идет деградация образования и девальвация образованности. Необразованными людьми легче управлять.

С другой стороны, тяга к знаниям закладывается в семье. Школа ее может либо поощрять, либо нет, но большого влияния не окажет. Значит что-то случилось в институте семьи, или родители, возможно даже образованные, поменяли ориентиры, и не стараются развивать своих детей, прививать им хорошие привычки, учить и т.д. Либо у них просто нет на это времени.
quinnessa
Jan. 10th, 2011 01:52 pm (UTC)
В позднем СССР был уже культ не столько образования, как знания, сколько образования, как диплома. Соответственно, цвело пышным цветом взяточничество на всех ступенях (да-да, у вас, уважаемый комментатор, такового не было, верю сразу). А курсовые работы большей частью покупались или у старшекурсников или прямо у преподавателей. То есть, важно было получить диплом, знания были так, что-то вроде нагрузки. На тех, кто делал все сам, смотрели, как на блаженных, и норовили сесть на голову.
Так что не надо идеализировать. И уровень подготовки в бауманке или МГУ по сравнению, скажем, с провинциальным пединститутом отличался в разы, если не сказать хуже. Да, были ВУЗы и школы мирового уровня, но была масса тех, которые были ниже плинтуса.

По сравнению, скажем, с западной школой того же периода, советская была однозначно сильнее по математике, но сильно проигрывала по изучению иностранных языков и части гуманитарных предметов. И опять же, излишняя идеологизация некоторых предметов, например, литературы и истории, не делает советской школе большой чести.
alexaggi
Jan. 10th, 2011 03:52 pm (UTC)
Собственно "социализм" как система подразумевает эгалитарное однородно-образованное общество. И, в связи с декларацией социалистов о "научной организации общества", "классово-верные" знания должны были распространяться по возможности наиболее широко. Отсюда логически вытекает необходимость широкого распространения некой системы массового образования, в идеале - "новый социалистический человек" должен заниматься самообразованием всю жизнь дабы приносить обществу максимально-возможную пользу. А так же заниматься спортом, быть здоровым и бодрым :) Всё на благо общества!
Так что ничего удивительного в _декларации_ культа образования нет, это как раз нормально для этого вида общества. Все известные социалистические страны этим страдали на гос. уровне, включая фашистскую германию.
Так же для этих систем была свойственна сильная идеологизация образования, с делением знаний на "правильные" и "вредные".

А вот хорошо это или плохо - вопрос открытый.
bvn_mai
Jan. 10th, 2011 04:15 pm (UTC)
Взгляд на СССР и культ образования, который безусловно был, - очень сильно зависит от возраста, уровня образования и места в иерархическом устройстве, образовывавшем костяк СССР.
met0
Jan. 11th, 2011 06:08 am (UTC)
Мы некорректно вспоминаем свои умонастроения двадцати- и более летней давности. В одном из комментариев совершенно справедливо сказано, что советская власть вызывала столь мощную и тотальную тошноту, что ничто хорошее увидеть тогда было просто невозможно. Всё казалось кривым и ужасным. И прежде всего - социальные практики, среди которых и образование. Меня удивляет другое. Разумный человек, как и большинство участвовавших в дискуссии, по прошествии времени становится способен отличать зёрна от плевел. В таком случае я никак не могу понять, что за тотальное стремление полного искоренения советской образовательной системы одолевает наш правящий класс. Оно потрясает своей тотальностью: ну на кой черт, к примеру, было переименовывать техникумы в колледжи, а институты в университеты? А уж переходить к прославленному глупостью синтетическому преподаванию естественных наук - это уж было бы и вовсе из разряда курьезов, когда бы не касалось судьбы моих собственных детей. Я никак не могу понять: у нас что - колмогоровская школа духовно обанкротилась? Вроде бы нет. Как была одной из немногих кузниц лучших физиков и математиков мира, так и остается. Что - МФТИ доказал свою бесперспективность? Тогда что там делают люди, которые уже на третьем курсе разбирают будущих выпускников по лучшим физическим лабораториям мира? Этот опыт намеренно игнорируется властью как несущественный и неприменимый в массе. Насаждается почти карикатурный способ образования, крайне зло, но точно и справедливо описанный Марти Ларни в "Четвёртом позвонке". Не могу я понять этой логики. А к конспирологии прибегать не хочется.
rapitosov
Jan. 11th, 2011 09:06 pm (UTC)
ай-ай, опять попутали обучение с дрессировкой
( 47 comments — Leave a comment )