?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вина потребления

«…я верю, что что в начале эры индустриализации человечество заключило бессознательное коллективное соглашение [с Геей] об обмене ресурсов нашей планеты на возможность вырваться с нее. Мы живем в переходную эпоху между принятием этого решения и его последствиями.

…Пропитываясь материализмом, прямо или косвенно проводя его в жизнь, мы накопили вину. Я не уверен, что у меня есть право на те огромные количества материалов и энергии, которые я потребляю в каждодневной жизни. Даже если бы я полагал, что имею это право — я знаю, что планета не может выдержать моего уровня жизни, помноженного на 7 миллиардов людей. Уверен, что это знание разделяет со мною, пусть даже и бессознательно, почти каждый в Западном мире.

Каждая малая частичка того, что мы потребляем, включая бумагу, на которой напечатан этот журнал или экран, на котором вы это читаете, не только эфемерна, но и в самом прямом смысле невосполнима. Каждый предмет потребления имеет цену, не основанную на стоимости, но ложно подкрепленную экономикой исчезающих ресурсов. Мы расточаем миллионолетние запасы энергии, запасенную жизнь нашей планеты, чтобы изготовить не только вещи, необходимые для выживания и комфорта, но и те, что попросту утоляют наше врожденное желание обладать. Именно это чувство вины мы пытаемся заглушить надеждой, что культура потребления делает жизнь лучше не только для нас, но и, в некоей меньшей степени, для тех, кто не может себе позволить купить то, что покупаем, потребляем и чем владеем мы.

Когда это чувство успокоение подвергается даже небольшому испытанию, когда рвется тонкая нить, что связывает наше потребление с безымянными миллионами тех, кто делает наш стиль жизни возможным, тогда оказывается, что мы глядим в разверзающуюся пропасть — бездонный провал промотанного будущего планеты — и это становится невыносимо.»

— Джоэл Джонсон, редактор gizmodo.com. My Gadget Guilt. Wired 19.03, p. 96. Статья о самоубийствах китайских рабочих на заводе, производящем «Айподы».

Comments

sergepolar
Apr. 18th, 2011 02:11 pm (UTC)
Как бы то ни было. Лозунг: "Купи отечественное - поддержи отечественного производителя" актуален и в общем смысле. Т.е., покупая китайское, вы поддерживаете именно китайского производителя.
В Европе и США закрываются заводы. Если китайская оплата труда станет резко больше, то производство просто выведут из Китая.

fregimus
Apr. 18th, 2011 02:21 pm (UTC)
Это совсем другая проблема, мне кажется. Или я не углядываю связь?

У нас были случаи — например, покупатели объявили бойкот Nike, потому что вскрылось, что на их заводах во Вьетнаме используется тяжелый детский труд. Дело было для компании очень серьезно, они долго отчищались. Так что в подобных лозунгах есть сила. В Америке с потребительским патриотизмом хуже, а во Франции, например, я с ним сталкивался гораздо чаще.
sergepolar
Apr. 18th, 2011 07:31 pm (UTC)
Это - да, согласен.