?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вина потребления

«…я верю, что что в начале эры индустриализации человечество заключило бессознательное коллективное соглашение [с Геей] об обмене ресурсов нашей планеты на возможность вырваться с нее. Мы живем в переходную эпоху между принятием этого решения и его последствиями.

…Пропитываясь материализмом, прямо или косвенно проводя его в жизнь, мы накопили вину. Я не уверен, что у меня есть право на те огромные количества материалов и энергии, которые я потребляю в каждодневной жизни. Даже если бы я полагал, что имею это право — я знаю, что планета не может выдержать моего уровня жизни, помноженного на 7 миллиардов людей. Уверен, что это знание разделяет со мною, пусть даже и бессознательно, почти каждый в Западном мире.

Каждая малая частичка того, что мы потребляем, включая бумагу, на которой напечатан этот журнал или экран, на котором вы это читаете, не только эфемерна, но и в самом прямом смысле невосполнима. Каждый предмет потребления имеет цену, не основанную на стоимости, но ложно подкрепленную экономикой исчезающих ресурсов. Мы расточаем миллионолетние запасы энергии, запасенную жизнь нашей планеты, чтобы изготовить не только вещи, необходимые для выживания и комфорта, но и те, что попросту утоляют наше врожденное желание обладать. Именно это чувство вины мы пытаемся заглушить надеждой, что культура потребления делает жизнь лучше не только для нас, но и, в некоей меньшей степени, для тех, кто не может себе позволить купить то, что покупаем, потребляем и чем владеем мы.

Когда это чувство успокоение подвергается даже небольшому испытанию, когда рвется тонкая нить, что связывает наше потребление с безымянными миллионами тех, кто делает наш стиль жизни возможным, тогда оказывается, что мы глядим в разверзающуюся пропасть — бездонный провал промотанного будущего планеты — и это становится невыносимо.»

— Джоэл Джонсон, редактор gizmodo.com. My Gadget Guilt. Wired 19.03, p. 96. Статья о самоубийствах китайских рабочих на заводе, производящем «Айподы».

Comments

profpr
Apr. 18th, 2011 07:59 pm (UTC)
Из духа противоречия:
При том, что я разделяю положения этой статьи (и я еще в середине 90-х побывал на одной из китайских фабрик - производящих бижутерию - и прочувствовал условия труда, о которых пишет автор), мне сильно не по душе акцент на 17 самоубийствах за пять лет на миллион сотрудников фабрики. С одной стороны, уровень этот как раз рекордно низок, я уверен, что, проведя сегодня контрольную, я подверг своих студентов куда более высокому риску самоубийства - ради их будущего, само собой. С другой, оплата прогресса страны, whatever it means, жизнями своих граждан, русским знакома весьма интимно и принята как часть культуры.

Мне вот очень понравился тезис про конвертацию будущего планеты в выход в космос.
fregimus
Apr. 18th, 2011 09:36 pm (UTC)
Да, он это понимает, мне кажется. Говорит, что уровень самоубийств на этой фабрике самый низкий — это еще наиболее продвинутый завод, там даже комнатенки ниже рыночной цены сдают — не то dormitory, не то нары, — и что он вдвое ниже уровня самоубийств американских студентов. Как я понял, сторона вопроса, с которой Вы смотрите, ему как раз понятна. Самоубийства здесь, однако, это то, что моральным образом встает непосредственно нос к носу американского потребителя: не какие-то там самоубийства в каком-то там китае на заводе каких-то штучек, а поименованные люди на заводе, сделавшем вот этот самый «Айпод», который ты держишь в руках. Это значительно важнее для непосредственного морального восприятия проблемы, чем цифры статистики. Это другой канал восприятия того же самого. Как отличаются зрение и осязание, скажем.

Это же относится и к оплате прогрессса жизнями. Пока это абстрактно, это принимается, когда речь идет о родственниках и приятелях — уже нет.

Кстати, интересно, в последнее время многое будто выворачивается наизнанку. Просмотрите комментарии: вы найдете среди них те, где российские деятельные интеллектуалы порицают рефлексирующего американского интеллигента-нытика. Вот этого перевертыша я не ожидал, для меня это явилось потрясением, никак не меньше!
profpr
Apr. 19th, 2011 02:19 am (UTC)
В России вообще по неведомой мне причине люди склонны крайне цинично оценивать побудительные мотивы действий своих ближних. Что, по моему глубокому убеждению, является одной из важнейших, если не основной, проблемой страны.


bvn_mai
Apr. 19th, 2011 05:50 am (UTC)
"...В России вообще по неведомой мне причине люди склонны крайне цинично оценивать побудительные мотивы действий своих ближних..." - простите, а откуда Вы так хорошо осведомлены о проблемах моей страны для столь глубоких обобщений. Вас ничего не смущает?
profpr
Apr. 19th, 2011 12:25 pm (UTC)
Из разговоров с людьми, чтения газет и бологов. И да, смущает - смущает Ваш комментарий, в котором на основании высказываемых мной взглядов Вы очевидно отказываете мне в праве считаться гражданином своей страны.
bvn_mai
Apr. 19th, 2011 01:39 pm (UTC)
"...Вы очевидно отказываете мне в праве считаться гражданином своей страны..." - я Вам в чем-то отказал ?! Помилуйте голубчик - я лишь поинтересовался откуда у Вас такие сведения о нас. Показал сейчас Ваш ответ аспирантам - услышал громкий хохот. Вечером приеду домой в "деревню" - покажу соседям - пусть мужики повеселяться.
fregimus
Apr. 19th, 2011 05:51 pm (UTC)
Пожалуйста, забудьте дорогу в этот журнал. Не мне Вас воспитывать, ведите себя так, как Вам хочется — но не здесь.
bvn_mai
Apr. 19th, 2011 06:12 pm (UTC)
Cожалею Фрегимус. Но, я не считаю допустимым унизительный тон по отношению к любому народу и любой стране.
bvn_mai
Apr. 19th, 2011 07:15 am (UTC)
Извините Фрегимус, я еще займу немного Вашего времени - Вы пишите: "...российские деятельные интеллектуалы порицают рефлексирующего американского интеллигента-нытика...
Вот этого перевертыша я не ожидал, для меня это явилось потрясением..." - нет Фрегимус, российские деятельные интеллектуалы порицают ханжество и лицимерие (последние два качества к Вам дорогой Фрегимус не имеют никакого отношения). Кстати, ханжество и лицимерие не любят не только российские деятельные интеллектуалы, но его также очень не любил Бернард Шоу :).

Ну, а что касается поднятой Вами проблемы (борьбы добра со злом) , насколько я осведомлен, - пока решение не найдено. Но мы продолжим поиски.