?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вина потребления

«…я верю, что что в начале эры индустриализации человечество заключило бессознательное коллективное соглашение [с Геей] об обмене ресурсов нашей планеты на возможность вырваться с нее. Мы живем в переходную эпоху между принятием этого решения и его последствиями.

…Пропитываясь материализмом, прямо или косвенно проводя его в жизнь, мы накопили вину. Я не уверен, что у меня есть право на те огромные количества материалов и энергии, которые я потребляю в каждодневной жизни. Даже если бы я полагал, что имею это право — я знаю, что планета не может выдержать моего уровня жизни, помноженного на 7 миллиардов людей. Уверен, что это знание разделяет со мною, пусть даже и бессознательно, почти каждый в Западном мире.

Каждая малая частичка того, что мы потребляем, включая бумагу, на которой напечатан этот журнал или экран, на котором вы это читаете, не только эфемерна, но и в самом прямом смысле невосполнима. Каждый предмет потребления имеет цену, не основанную на стоимости, но ложно подкрепленную экономикой исчезающих ресурсов. Мы расточаем миллионолетние запасы энергии, запасенную жизнь нашей планеты, чтобы изготовить не только вещи, необходимые для выживания и комфорта, но и те, что попросту утоляют наше врожденное желание обладать. Именно это чувство вины мы пытаемся заглушить надеждой, что культура потребления делает жизнь лучше не только для нас, но и, в некоей меньшей степени, для тех, кто не может себе позволить купить то, что покупаем, потребляем и чем владеем мы.

Когда это чувство успокоение подвергается даже небольшому испытанию, когда рвется тонкая нить, что связывает наше потребление с безымянными миллионами тех, кто делает наш стиль жизни возможным, тогда оказывается, что мы глядим в разверзающуюся пропасть — бездонный провал промотанного будущего планеты — и это становится невыносимо.»

— Джоэл Джонсон, редактор gizmodo.com. My Gadget Guilt. Wired 19.03, p. 96. Статья о самоубийствах китайских рабочих на заводе, производящем «Айподы».

Comments

nature_wonder
Apr. 18th, 2011 09:05 pm (UTC)
В этом смысл существования разумного вида - возвратить углерод в биосферу. Только это между нами.
bekabaka
Apr. 18th, 2011 09:18 pm (UTC)
Ну ничего себе =)
Мне отчего-то вспомнились первые членистоногие - примитивные фильтраты, которые переваривали гниющий планктон, освобождали кислород, перемешивали доселе замкнутые экосистемы, чем в конце концов вызвали кембрийский чудесный взрыв и тут же вывелись, хотя до этого были доминирующим видом планеты (я не спец, Еськов где-то рассказывал, надеюсь я не переврал). Теперь мы можем сказать, что "это была их цель", хотя они, конечно, так не думали. Не люблю ложных аналогий, но иногда мне даже нравится думать, что мы так же усердно, как те рачки, высвобождаем и перемешиваем ресурсы для качественного взрыва, чудесного будущего, которое не будет нашим будущим. Потому как чем удивительнее оно будет, тем хуже мы к нему приспособлены. Но нас почему-то не жалко, а вот за будущее радостно =)
nature_wonder
Apr. 18th, 2011 10:37 pm (UTC)
Нас не жалко? А все творения человеческой культуры, человеческого гения? все драмы и победы человечества, которые оказываются пустышками, побочным эффектом проекта по возврату углерода?
bekabaka
Apr. 19th, 2011 07:13 am (UTC)
Мне, признаться, не с чем сравнивать, но есть подозрение, что ценность человеческих драм заканчивается вместе с человечеством - а человечество заканчивается очень быстро, если не во времени, так в пространстве, вы же наверняка видели Pale Blue Dot. И при всей моей любви к истории, культуре и даже религии, мне кажется, что не стоит возвеличивать их до объективных ценностей.
Короче, может и жалко, но эта жалость останется со мной и моим личным делом, как драма семьи в войну остаётся семейным делом и, казалось бы, "побочным эффектом" куда больших процессов, для которых, может, и война и государство это - побочный эффект... И это не умаляет семейных драм, это просто вписывает их в перспективу.