?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лютой мудрости псто

Статья «Хуй» в «Википедии» примерно вдвое длиннее статей «Мозг» и «Ум», вместе взятых. За это я ее и недолюбливаю.

Крепко спотыкаюсь в тексте, когда глагол, который хочет стоять в пассиве, вдруг неожиданно оказывается в активе 1мн. Видимо, это тоже веяния некоторых дурацких американских авторов, пишущих, будто пассив должен избегаться (эту дурацкую идею ругали и Пуллум, и Либерман, но в американские школы она глубоко проникла). Пример: «поскольку глагол передает лицо и число, то личное местоимение опускаем». Сначала я спотыкаюсь, потом мой внутренний парсер пытается исправить это на «личное местоимение опускаемо», что тоже не очень красиво и достоверно, и только следующим шагом понимаю, что «опускаем» здесь стоит на месте «опускается». Так, хлопнувшись мордой об текст дважды в одном месте, бегу дальше…

Какая-то редиска отредактировала «Категории» А. Я. Гуревича, переписав слова «бог» и некоторые прочие с большой буквы. Это была бы не беда, если бы речь шла не о средневековье, и слова эти не встречались по пять в абзаце. Представляете себе этакого набожного-набожного Гуревича, который пишет в 1972 г.: «Спаситель способен сойти с креста, дабы пинками отправить на тот свет человека, оскорбившего Его Самого или Его Мать» — и добавьте сюда Богатство, Богословие, Богоугодный… (Нужно ли говорить, что именно на эту редакцию ведет ссылка из «Википедии», так что см. §1.) Тут я вот что хочу сказать, дети: бог — очень сильный и крепкий дядя. Он вполне сможет за себя постоять, и не очень-то и огорчается, когда название его должности пишут с маленькой буквы, тем более, что такова русская литературная норма. Возможно даже, ему будет приятнее, если вы направите свои силы на то, чтобы получше разработать в «Википедии» статьи «Мозг» и «Ум».

А так — мне все вообще нравится. Воспитываю в себе лютую бешеную мудрость отличать первое от второго. Берегите голову.

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
andrei_koval
Jul. 23rd, 2011 03:49 am (UTC)
А в какой статье это ... кхм... "опускается"? Уж не в означенной ли?
fregimus
Jul. 23rd, 2011 03:59 am (UTC)
Из какого-то крэш-курса грамматики испанского языка (скорее похожего на трэш-курс, но это в скобках). Нет, не из этой, по счастью.

Edited at 2011-07-23 04:00 am (UTC)
(no subject) - andrei_koval - Jul. 23rd, 2011 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_koval - Jul. 23rd, 2011 04:45 am (UTC) - Expand
vladimirpotapov
Jul. 23rd, 2011 04:57 am (UTC)
Чудесный жизнеутверждающий пост. Спасибо.
Но предпочтение активного залога пассивному – разве это американская выдумка? Я всегда это знал, даром что не американец, (Откуда знал – не вспомню).
fregimus
Jul. 23rd, 2011 06:38 am (UTC)
Не знаю: я ведь что вижу, то пою. А в школьном русском тоже такое веяние имеется? Вроде, нас в школе и вовсе страдательному залогу не учили; возвратные на «-ся» — и все. Что это на самом деле пассив, я уже в довольно зрелом возрасте узнал.
(no subject) - vladimirpotapov - Jul. 23rd, 2011 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladimirpotapov - Jul. 23rd, 2011 07:21 am (UTC) - Expand
klausnick
Jul. 23rd, 2011 06:09 am (UTC)
Вероятно, 1 мн. (?)
fregimus
Jul. 23rd, 2011 06:39 am (UTC)
Да, спасибо.
elisapeyron
Jul. 23rd, 2011 06:10 am (UTC)
черт :( а я всегда пишу Бог, Вселенная и Человечество с заглавных. уже не помню почему даже.
fregimus
Jul. 23rd, 2011 06:40 am (UTC)
Бог с маленькой, это же не бог по имени Бог. Вселенная с большой. Насчет человечества я не уверен: с маленькой можно, но с больший, возможно, тоже в каких-то случая. Не знаю просто.
(no subject) - nof_nof - Jul. 23rd, 2011 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Jul. 23rd, 2011 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Jul. 23rd, 2011 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Jul. 23rd, 2011 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - empusa23 - Jul. 24th, 2011 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexandre_putt - Jul. 23rd, 2011 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Jul. 23rd, 2011 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - klausnick - Jul. 23rd, 2011 06:43 am (UTC) - Expand
newtricker
Jul. 23rd, 2011 08:31 am (UTC)
бог гоняет стаи туч
bitch_lizzie
Jul. 23rd, 2011 09:01 am (UTC)
Бог вроде как как раз по нормам пишется с большой, если речь идет о имени собственном некого персонажа. Если о должности - с маленькой. То есть от контекста зависит. Христианский Бог - с большой, потомучто это его имя, типа Вася или Карлсон.
bitch_lizzie
Jul. 23rd, 2011 09:05 am (UTC)
писать производные от Бога слова богоугодный и прочее с большой буквы конечно уже и идиотизм и не по правилам.
(no subject) - iad - Jul. 23rd, 2011 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - bitch_lizzie - Jul. 23rd, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - iad - Jul. 23rd, 2011 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - bitch_lizzie - Jul. 23rd, 2011 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anatoly Borodin - Jul. 24th, 2011 02:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - iad - Jul. 26th, 2011 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Jul. 25th, 2011 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - iad - Jul. 26th, 2011 03:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - bitch_lizzie - Jul. 23rd, 2011 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - giraffe1975 - Jul. 23rd, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - giraffe1975 - Jul. 24th, 2011 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - bitch_lizzie - Jul. 24th, 2011 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 07:14 am (UTC) - Expand
Этого не знаю - antihydrogen - Jul. 23rd, 2011 11:25 am (UTC) - Expand
Re: Этого не знаю - fregimus - Jul. 23rd, 2011 11:53 am (UTC) - Expand
komar28
Jul. 23rd, 2011 09:45 am (UTC)
Немножко оффтоп, извините. Но что вы думаете о нёмецком, в котором все существительные написаны с большими буквами.

Про активно и пассивно - преподаю в занятии journalistic writing, что активные глаголы сильнее чем пассивные. Может быть, это правда, но в журналистике всё и о месте.
fregimus
Jul. 23rd, 2011 09:55 am (UTC)
В немецком, пока до конца слова дойдешь — хорошо бы с самого начала знать, существительное это или нет. Это шутка, конечно. На самом деле, в графической системе важнее всего стабильность. Если в немецком сущ. выделяются заглавными буквами с незапамятных времен, так зачем же менять? Люди так привыкли читать, будет неудобно.

Вот да, есть такая школа мысли, что все глаголы должны быть активными. Я найду, что об этом писали.
(no subject) - Anatoly Borodin - Jul. 24th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - komar28 - Jul. 23rd, 2011 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 24th, 2011 12:40 am (UTC) - Expand
dmytrish
Jul. 23rd, 2011 12:20 pm (UTC)
К несчастью, народные массы слово «хуй» используют чаще, чем «мозг» и «ум», вместе взятые. Вас огорчает то, что Википедия так к ним близка?
fregimus
Jul. 23rd, 2011 03:02 pm (UTC)
Да. Я пока не знаю, первое это или второе.

Edited at 2011-07-23 04:18 pm (UTC)
nof_nof
Jul. 23rd, 2011 01:31 pm (UTC)
про пассив: это какие-то американские латыши-нормативисты прямо (здесь нет национализма никакого, просто тенденция именно эта же!)
fregimus
Jul. 23rd, 2011 03:02 pm (UTC)
А что за история с латышами?
(no subject) - nof_nof - Jul. 23rd, 2011 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 23rd, 2011 06:10 pm (UTC) - Expand
igoretz
Jul. 23rd, 2011 06:54 pm (UTC)
Тут я вот что хочу сказать, дети: бог — очень сильный и крепкий дядя. Он вполне сможет за себя постоять, и не очень-то и огорчается, когда название его должности пишут с маленькой буквы...

Ну что вы такое говорите. Бог (конкретно этот, о котором идет речь) известен мстительностью и истреблением не только родственников, но и соседей того, кто вызвал его недовольство; так что те, кто не хочет погибнуть под струями серы, должны истреблять малейшие проявления непочтительности к Всеблагому в ближней и даже дальней окрестности.

Про нежелательность пассива упоминали то ли Чуковский, то ли Нора Галь, то ли оба, когда писали о борьбе с канцеляритом, не подразумевая, конечно, такого широкого толкования.

Про бога с заглавной я подумал и засомневался -- Пушкина ведь мы читаем без ятей?
nekomplekt
Jul. 23rd, 2011 09:31 pm (UTC)
От души, хорошо написали.
( 66 comments — Leave a comment )