?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Орган страха

С. М. шла вечером домой через парк. На скамейке сидел мужчина, который выглядел, по ее словам, «обдолбанным». Он позвал ее и помахал, чтобы она подошла. Когда она подошла, он встал, схватил ее за рубашку, приставил к горлу нож и прошипел: «Я зарежу тебя, сучка!» С. М. спокойно посмотрела ему в глаза и ответила: «Если ты хочешь добраться до меня, чтобы убить, тебе придется сперва сразиться с божьими ангелами!» Мужчина отпустил ее, она повернулась и спокойно пошла домой.

На следующий день С. М. так же спокойно шла домой через этот же парк…

С. М. 44 года, и она совершенно бесстрашна. Когда исследователи предложили ей сходить в магазин экзотических тварей, она сказала, что боится змей и пауков. Однако, оказавшись в магазине, она совершенно спокойно брала в руки и тех, и других, и ее приходилось останавливать, когда она пыталась потрогать совсем уж опасных. Она не испытывает страха ни от фильмов ужасов, ни даже в парке, где посетителей старательно пугают — а индустрия развлечений здесь свое дело знает, и так напугает вас за ваши деньги, коль уж вы пришли пугаться, что мало не покажется!

Двое опытных психологов, обследовав ее независимо, не нашли никаких отклонений, но оба отметили, что она очень спокойно рассказывает о прошлых травматических переживаниях. Один из них назвал ее поведение героическим. [все это по статье 1].

Как у С. М. получается не бояться никого и ничего? По всей видимости, виновата в этом редкая генетическая болезнь. До 10 лет она была самым обычным ребенком — память о страхе пауков и змей, вероятно, сохранилась у нее с детских лет; страх с тех пор исчез, но память о нем сохранилась. Болезнь эта очень редкая — всего описано 300 случаев — и передается рецессивными генами: оба родителя должны быть носителями этого наследственного признака, чтобы у ребенка болезнь проявилась. Называется она синдромом Урбаха-Витте, и проявляется в виде утолщения и огрубления кожи, а также кальцификации (замещения неорганическим веществом) нервной ткани в ЦНС. Болезнь полностью разрушила оба миндалевидных тела в мозге С. М. (как и большинство структур, миндалины в мозге расположены симметрично в левом и правом полушариях).

Миндалина (известная также под латинским названием amygdala) давно ассоциируется с эмоциями страха и агрессии. Например, макаки с удаленными миндалинами перестают бояться змей, и спокойно с ними играют, несмотря на то, что змеи агрессивно шипят и кусаются. Однако, людей с неработающими обеими миндалинами очень мало; фактически, случай С. М. уникален, поскольку у нее нет никаких повреждений мозга, кроме отсутствующих миндалин. По счастью, С. М. очень охотно сотрудничает с учеными: исследования с ней расписаны на много месяцев вперед!

В другом исследовании[2] было выяснено, что «личное пространство» С. М. вдвое меньше, чем у других американцев-горожан. В среднем, контрольные, здоровые испытуемые начинали чувствовать себя некомфортно, если экспериментатор находился к ним ближе, чем в 64 см между подбородками; для С. М. среднее расстояние, на котором она предпочитала общаться, составляло 34 см. Однако, как отмечается в статье, она не испытывает дискомфорта, даже оказавшись с незнакомым человеком буквально нос к носу. Можно сказать, что личное пространство у нее вовсе не выделяется.

Любопытно также, что С. М. не распознает испуг на лице другого человека. Это, если задуматься, неудивительно: страх ей неведом, поэтому отрефлексировать эту эмоцию другого человека она не способна. Вместе с тем, другие эмоции она проявляет совершенно нормально, может печалиться и радоваться, как все люди, и совершенно нормально распознает эти эмоции в других. По-видимому, лишена она только эмоции страха.

С. М. описывают как чрезвычайно открытого и дружелюбного человека. Все это очень хорошо согласуется с данными, полученными в исследованиях на животных, от мышей до макак: все они проявляли пониженную агрессивность и отсутствие страха. Очень вероятно, что миндалина и у человека является ключевой компонентой в системе, реализующей эмоции страха и агрессии. Однако, однозначный вывод делать все же рано: пожалуй, С. М. — единственный человек, у которого отсутствуют только миндалины при совершенно незатронутом остальном мозге. Но нельзя исключать и того, что С. М. бесстрашна по какой-либо иной причине.

________________________________________
1. Feinstein JS, Adolphs R, Damasio A, Tranel D. The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear. Current Biology 21, 1 (2011), pp 34-38. doi:10.1016/j.cub.2010.11.042
2. Kennedy DP, Gläscher J, Tyszka JM, Adolphs R. Personal space regulation by the human amygdala. Nature Neuroscience 12, pp 1226-1227 (2009). doi:10.1038/nn.2381

Tags:

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
fregimus
Jul. 31st, 2011 04:25 pm (UTC)
Она нечаянно отмазалась — сильно набожная, видимо. Платят, конечно, а как же.
(Deleted comment)
(no subject) - lancasters - Dec. 27th, 2011 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 27th, 2011 07:33 pm (UTC) - Expand
neletnaia
Jul. 31st, 2011 04:22 pm (UTC)
С.М. счастливый человек.
fregimus
Jul. 31st, 2011 04:28 pm (UTC)
Да. Но все-таки опасное это дело жить без страха — другой бы от мужика во все ноги побежал. А мужик мог ведь и полоснуть.
(no subject) - androna_true - Jul. 31st, 2011 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 12:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - androna_true - Aug. 1st, 2011 04:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - androna_true - Aug. 1st, 2011 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Aug. 1st, 2011 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - asc_ii - Aug. 8th, 2011 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 8th, 2011 09:21 pm (UTC) - Expand
oleg96345
Jul. 31st, 2011 05:14 pm (UTC)
Странно, что ни слова об удалении этих миндалин как о способе избавиться от всяких психических расстройств, вроде панических атак.
fregimus
Aug. 1st, 2011 12:28 am (UTC)
Никогда о подобном не слышал, быстро поискал — и найти не могу. У Вас есть какие-нибудь ссылки?
(no subject) - oleg96345 - Aug. 1st, 2011 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleg96345 - Aug. 1st, 2011 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleg96345 - Aug. 1st, 2011 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - provid - Aug. 1st, 2011 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - kvakosavrus_q - Aug. 1st, 2011 02:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - fandaal - Aug. 5th, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asc_ii - Aug. 8th, 2011 08:17 pm (UTC) - Expand
ijona_tihaja
Jul. 31st, 2011 06:28 pm (UTC)
Мне показалось, что это такой рассказ, просто наукообразный, в духе Борхеса.
ijona_tihaja
Jul. 31st, 2011 06:30 pm (UTC)
Уж больно был хорош первый абзац и больно все направдоподобно. И как-то странно, поэтически выглядит описание эксперимента с пауками. Легко можно было бы переделать эти данные в рассказ.
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - sharpc - Aug. 1st, 2011 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ijona_tihaja - Aug. 12th, 2011 05:43 pm (UTC) - Expand
barnhouse
Jul. 31st, 2011 07:32 pm (UTC)
Если эта тема вам интересна, можете посмотреть плохой фильм хорошего режиссера Питера Уира "Бесстрашный")
fregimus
Aug. 1st, 2011 12:35 am (UTC)
Да я даже хороших фильмов плохих режиссеров не смотрю…
(no subject) - anny_key - Aug. 1st, 2011 04:35 am (UTC) - Expand
alisa_lebovski
Jul. 31st, 2011 07:44 pm (UTC)
Это все равно что не испытывать боли. Круто, но опасно. Такие отклонения должны уничтожаться естественным отбором.
fregimus
Aug. 1st, 2011 12:38 am (UTC)
Конечно — в папуасской деревне она бы долго не прожила. Да и в городских джунглях оказывается на волоске.
kashnikov
Jul. 31st, 2011 07:56 pm (UTC)
Хорошие ссылки.

Интересно, как быть с людьми, которые не боятся и даже любят всяких там змей и пауков? Видимо генетический страх, он весьма своеобразен. Я люблю пауков, не люблю, когда их убивают. :-/
fregimus
Aug. 1st, 2011 12:44 am (UTC)
Я тоже не люблю убивать ничего живого без надобности. Пауков мы разводим в ванной комнате и прочих углах, потому что они муравьев отпугивают: разведчиков съели — разведка не удалась… Но я бы не сказал, что я не боюсь пауков. Я их и в руки беру, и знаю, что опасных человеку видов у нас 2 всего, знаю, что это не они, но все равно испытываю страх. Вы тоже к себе внимательно присмотритесь — скорее всего, страх Вы увидите. К нему можно привыкнуть и совершенно не обращать на него внимание, но где-то там Вы его найдете.
(no subject) - kashnikov - Aug. 1st, 2011 06:23 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Jul. 31st, 2011 08:28 pm (UTC)
Орган страха
User nadabramaa referenced to your post from Орган страха saying: [...] Оригинал взят у в Орган страха [...]
anny_key
Aug. 1st, 2011 04:38 am (UTC)
Так странно осознавать, что Я - всего лишь физика и химия.
fregimus
Aug. 1st, 2011 05:43 am (UTC)
Нет, так не надо думать. Это уже какой-то предельный редукционизм получается.
(no subject) - anny_key - Aug. 1st, 2011 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 1st, 2011 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Aug. 1st, 2011 07:17 am (UTC) - Expand
alisa_lebovski
Aug. 1st, 2011 06:15 am (UTC)
>Например, макаки с удаленными миндалинами перестают бояться змей, и спокойно с ними играют, несмотря на то, что змеи агрессивно шипят и кусаются.

Смотрела фильм про орангутанов. От природы они НЕ боятся змей. Их надо этому специально учить, потому что змеи опасны. В природе этому учит мать. В питомнике пришлось учить людям. Но и то, в результате одни выучились, а у других любопытство брало верх.
fregimus
Aug. 1st, 2011 06:53 am (UTC)
Интересно, не знал. Орангутане — они такие!
cobetbi
Aug. 1st, 2011 07:21 am (UTC)
Когда-то рассуждал специально про страх. Страх - это вообще офигенно. Это как археологии, палеологии, теории эволюции, только лучше в тыщу раз. В своём собственном мозге находится вся история вида, накопленная за милион лет. Можно чуствовать страх, внимательно разбираться, как он возникает, какие суммы факторов его запускают... Эти все факторы были ключевыми в эволюции вида. Причём не только высота, темнота, или насекомые. Самое интересное - социальные страхи (одиночества, непонимания, и т.д.).
fregimus
Aug. 1st, 2011 07:15 pm (UTC)
Только вы не отделите историю от того, что не история. Никто ж не знает, что давало эвол. преимущество, а что нет. Ср. где у человека волосы растут: под мышками растут, в попе тоже растут, а за ушами не растут, хоть это тоже складка потная, извиняюсь за техническую подробность. На таких вещах вся эта телеология быстро ломается.
(no subject) - cobetbi - Aug. 2nd, 2011 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 2nd, 2011 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Aug. 2nd, 2011 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 2nd, 2011 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Aug. 2nd, 2011 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cobetbi - Aug. 2nd, 2011 03:50 pm (UTC) - Expand
wolf_kitses
Aug. 2nd, 2011 04:54 pm (UTC)
спасибо, оч.интересно.
по аналдогии с миндалиной вспомнил работу, в которой показано, что у верующих людей с возрастом сильно деградирует гиппокамп (http://science.compulenta.ru/611736/). Авторы соотв. работы связывают это с чуством вины, следующим из осознания собсчтвенной греховности, это ведёт к страху и стрессу и т.п.
fregimus
Aug. 2nd, 2011 10:11 pm (UTC)
Когда вы последний раз видели переводчика, способного переводить?

В оригинальном абстракте так: “Significantly greater hippocampal atrophy was observed for participants reporting a life-changing religious experience. Significantly greater hippocampal atrophy was also observed from baseline to final assessment among born-again Protestants, Catholics, and those with no religious affiliation, compared with Protestants not identifying as born-again.”

То есть, две корреляции. Первая — гиппокамп деградирует быстрее у людей, у которых был изменивший жизнь религинозый опыт (по сравнению с теми, у кого не было такого опыта). Вторая: гиппокамп деградирует быстрее у протестантов (кроме born-again), католиков и не относящих себя ни к одной церкви, чем у born-again-протестантов. Возможно оттого, что у последних мозга не было с самого начала.

Я не знаю, как перевести born-again. Думаю, это и есть «родившиеся свыше». Не знаю, общепринятый ли это перевод.

Ох, не читайте советских газет до обеда. И после не читайте. Особенно с научными новостями…

А вообще, честно говоря, думаю, это очередное ислледование на MRI вне какой-либо теоретической модели и без гиполезы, и очередной fluke, стат. артефакт. Но пока запомним, конечно.
(no subject) - wolf_kitses - Aug. 6th, 2011 05:49 am (UTC) - Expand
wolf_kitses
Aug. 2nd, 2011 05:00 pm (UTC)
ещё интересно про уменьшение личного пр-ва. В коллективистских культурах оно ещё меньше (М.Л.Бутовская, "Язык тела"), но чувство страха сохранено вполне да и миндалина в норме. Видимо, так можно выделить действие чисто соцальных факторов.
fregimus
Aug. 2nd, 2011 10:12 pm (UTC)
Несомненно. Страх тоже наверняка может развиваться и подавляться социально.
https://www.google.com/accounts/o8/id?id=AItOawkKaBih5IofzUPM72vvQU3GP1yrelRMqQI
Aug. 5th, 2011 08:54 am (UTC)
Я всегда считал, что миндалины - это вход в limbic system, то есть если они разрушены но эмоций не будет никаких вообще. А тут только страх исчез. Не странно?
ljournalist_bot
Aug. 8th, 2011 01:32 pm (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
( 62 comments — Leave a comment )