?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Белуджские лифты

С работающими социальными лифтами обычно увязываются такие вещи, как демократия и развитая ступень производственных отношений. Энтони [1] со ссылкой на Барта [2] приводит изрядно поучительную историю, показывающую, что такая увязка совершенно безосновательна.

На Кандагарском плато живут два народа: пуштуны и белуджи. Сейчас, может, там все иначе, но в описываемое время было так. Пуштуны — оседлые фермеры, живущие в речных долинах. На пуштунской территории действует прямая цензовая демократия: решения принимаются общим советом (джирга), и все землевладельцы имеют право голоса на этом совете. (В скобках заметим, что совет принимает решение только общим согласием, но нам это сейчас не важно.) Лишившийся землевладения бывший фермер лишается и права участия в совете. Таким образом, разницы в общественном статусе среди землевладельцев немного, но утеря земли приводит к падению в статусе до маргинального уровня.

Беуджи живут в горах и занимаются скотоводством. Общественная система белуджей выражено иерархическая: мелкие вожди находятся под патронажем более крупных, а те, в свою очередь, следующих, и так до верховного вождя, сардара, в свою очередь подчиненного хану Калата. Общественный статус белуджей привязан к их состоянию, а состояние выражается практически в размере стада. Удачливый и усердный скотовод постепенно увеличивает поголовье своего стада, и с ним повышает свое общественное положение.

Хотя белуджи находятся на низшем уровне как экономической формации (скотоводство против земледелия), так и социальной структуры (пасторальный феодализм против прямой демократии), но в белуджском обществе, тем не менее, работают социальные лифты. На рубеже территорий белуджей и пуштунов постоянно идет миграция: обезземеленные пуштуны переходят к белуджам и начинают пасторальную жизнь. Поднявшись на соседском социальном лифте, они порой возвращаются назад и вновь оседают земледельцами. А в пуштунском, по всем признакам более развитом обществе, путь наверх им заказан.

________________________________
1. Anthony, D. W. (2010 [2007]). The Horse, the Wheel, and Language. Princeton, N.J: Princeton Univ. Press. Ch. 6.
2. Barth F. (1972 [1964]). Ethnic processes on the Pathan-Baluch boundary. In Directions in Sociolinguistics, ed. J. J. Gumperz and D. Hymes, pp. 454–464. New York: Holt Rinehart.

Tags:

Comments

3seemingmonkeys
Sep. 11th, 2012 09:07 am (UTC)
если буквоедствовать дальше то можно сказать что тезис был о существовании социальных лифтов а не лифта :)