?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Собачьи танцы

В очередной раз на Россию неожиданно опустилась ежегодная жара, а с ней лента наполнилась наглухо застегнутыми в двубортный пиджак, подтянувшими галстук и нахлобучившими фетровую шляпу, жаркими, потными рассуждениями о том, что Москва (Рязань, Казань) заголяется и, тем самым, катится в тартарары, о том, что общество, лишившись не то, что цветовой дифференциации штанов, но и самих штанов, обречено на моральное гниение. Меня, конечно, тут же за язык потянуло, но я еще сдерживался; а тут мне лента послала ссылку на замечательную анализ природы ханжества О. Тимофеевой «Топот котов» («НЛО», 2013, №119). Очень рекомендую.
Но что для нас здесь интересно, так это определенная позиция, которую можно охарактеризовать как зависть (или ревность) к наслаждению другого. В от­ношении человека к животному она, в частности, может проявляться в по­добного рода философских рассуждениях об имманентности и непосред­ственности последнего в естественной среде (рыба, бессмысленно плавающая в воде, или же птица, свободно парящая в воздухе, — то, чего нам, людям, ни­когда не достигнуть без усилий, без цели, без помощи специальных приобре­тенных навыков или технических средств: нам не под силу вот так запросто взять и полететь). Не прячется ли за такими рассуждениями предположение о странном наслаждении, которое они просто испытывают, не зная о нем, и о котором мы знаем, не испытывая его? Снова процитирую Батая:
Человек, что бы там ни казалось, должен знать, что, когда он говорит о че­ловеческом достоинстве в присутствии животных, он врет как собака. Ибо в присутствии нелегальных и в высшей степени свободных существ (по­истине существ вне закона) тупое чувство практического превосходства от­крывает путь для самой черной зависти.
…С одной стороны, это наслаждение всегда непристойно, а с другой, оно пред­полагает исключенную позицию, занимаемую тем, кто слышит, наблюдает, кто не может это наслаждение разделить и не может терпеть.

Не в такой ли исключенной позиции оказывается еще один персонаж Кафки, от лица которого ведется повествование в «Исследованиях одной со­баки»? Этот персонаж — пес-философ — рассказывает о решающей встрече, произошедшей в его жизни. Однажды, будучи еще щенком, он услышал уди­вительный и всепоглощающий звук — некую граничащую с тишиной музыку, и увидел семь удивительных собак, от которых исходила эта музыка:
Они не говорили, они не пели, они, в общем, молчали с каким-то почти чу­довищным ожесточением, но из окружавшего их пустого пространства они волшебным образом извлекали музыку. Все рождало музыку — их подни­мавшиеся и опускавшиеся лапы и определенные повороты головы, их бег и их покой, позы, которые они принимали по отношению друг к другу, хо­роводы, в которых они соединялись друг с другом, когда, например, одна опиралась передними лапами на спину другой и они потом выстраивались таким образом, что первая, стоя на двух ногах, несла на себе тяжесть всех остальных...
Что же за танец, так поразивший его, исполняли эти собаки? Вдруг он по­нимает, что их движения — это совершенно недопустимая для собачьего рода ходьба на задних ногах: эти семеро практикуют прямохождение, тем самым нарушая родовой закон:
Во мне поднялось такое возмущение, что я почти забыл про музыку. Эти собаки там преступали закон. Какими бы они ни были великими волшеб­никами, закон распространяется и на них. <...> У них действительно были причины молчать, если допустить, что они молчали из чувства вины. Ведь как они себя вели? — из-за их оглушающей музыки я этого сразу не заме­тил — они же просто отбросили всякий стыд; эти несчастные совершали од­новременно самое смешное и самое непристойное: они ходили прямо, встав на задние ноги!
…Эти собаки и коты там нарушают сам закон природы — как если бы суще­ствовал некий естественный запрет наготы, который был бы одновременно и запретом прямохождения и попрание которого бросало бы животное (или человека) к порогу фундаментального болезненного знания (знания о за­прете, о добре и зле), а за этим порогом (но всегда по ту сторону) маячило бы наслаждение, уже предположительно испытываемое другим (и этот другой — нарушил запрет!). В каком-то смысле, в каждом из нас живет диковинное и вместе с тем очень банальное животное — то, которое всякий раз застревает у врат закона и вечно топчется там, на пороге запрета, между природой, зна­нием и наслаждением.

*  *  *

Можно, конечно, только позавидовать обществу, решившему все свои проблемы, кроме одной, а именно надеты ли трусы по уставной форме под легкими платьями гуляющих по жаркому променаду дам. Но проглядывает в этом некое, кажется, чудовищное упрощение, как будто социумы делятся на два типа: в одних привечают понаехавших, женят гомосексуалистов, церковь отделена от государства, трусы необязательны, образование и наука на хорошем уровне и имеется национальная Академия наук, а в других — все ровно наоборот. Но это, конечно, было бы слишком простым взглядом на вещи, ведь и в тех, и в других живут многие сотни миллионов людей; а куда в ней пристроить Особый Путь™? Прямо скажем, некуда. Негодная модель.

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
inadia
Jul. 1st, 2013 03:01 am (UTC)
Маленькая у вас Россия
У нас утром сегодня 9 градусов по Цельсию.
fregimus
Jul. 1st, 2013 03:05 am (UTC)
Re: Маленькая у вас Россия
Да, Россия велика — в климатическом плане.
3seemingmonkeys
Jul. 1st, 2013 03:09 am (UTC)
незнание (котами) закона не освобождает от ответственности
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:15 am (UTC)
Угу. Котам не скрыться от народного гнева.
alexthunder
Jul. 1st, 2013 03:28 am (UTC)
Классно! А ещё есть?
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:14 am (UTC)
Да, там весь журнал («НЛО») любопытный, постмодернизм-постшмодернизм, деконструкция и кругом цветет сплошной Делез. Если от Жижека не рвет, можно почитать.
pauldol
Jul. 1st, 2013 03:30 am (UTC)
Что сказать-то хотели?
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:16 am (UTC)
Тут можно много разных выводов сделать. Например, можно решить, что я предлагаю для блага Академии Российской всем дружно сбросить штаны и ходить исключительно в плавках. Ну, не знаю, много еще всего можно надумать. Вы уж сами, что ли, покумекайте…
(no subject) - _winnie - Jul. 1st, 2013 03:09 pm (UTC) - Expand
spamsink
Jul. 1st, 2013 04:14 am (UTC)
Puritanism is a nagging feeling...
kvakosavrus_q
Jul. 1st, 2013 04:59 am (UTC)
Вас дезинформируют. Обществу безразлично наличие трусов, оно и не подозревает о такой проблеме.
Просто масс-медийщики изнывают от дефицита новостей.
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:11 am (UTC)
Нет, не медийщики — заголением возмущались вполне себе мои знакомцы по ЖЖ. Причем даже не один и не два, иначе б я и внимания не обратил.
vladimirpotapov
Jul. 1st, 2013 05:13 am (UTC)
А может, вы и правы. Но вот я не возмущаюсь – я фиксирую, и мне скучно.
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:25 am (UTC)
Мне все-таки кажется, что связь тут есть. Внутренняя свобода человека, строящего Академии, начинается с того, что он совершенно искренне позволяет ходить своему потному соплеменнику в жару в плавках. Мне десяток лет пришлось на западе прожить, пока до меня это дошло. Ну, может, скажут, поддался влиянию — хотя недавний опыт организации национальной саудовской академии пока что идет в мою копилочку.
(no subject) - vladimirpotapov - Jul. 1st, 2013 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2013 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jul. 1st, 2013 02:22 pm (UTC) - Expand
kachur_donald
Jul. 1st, 2013 05:47 am (UTC)
есть такое невинное развлечение: читать какой-нибудь умный и серьёзный или, наоборот, высокохудожественный текст, после каждой фразы попеременно вставляя "в трусах" и "без трусов". весьма способствует развитию толерантности.
fregimus
Jul. 1st, 2013 06:39 am (UTC)
О да! Выйду на пенсию — напишу специальную программу, буду через нее новости читать!
klausnick
Jul. 1st, 2013 05:54 am (UTC)
коты, скорее, ступают бесшумно
Вот с этим тезисом автора я не согласен. Топают, как слоны. Правда, я имею в виду кошек, а не котов. Возможно, есть половое различие. Когда наши кошки принимаются гоняться друг за другом, стоит шум и гром.
fregimus
Jul. 1st, 2013 06:14 am (UTC)
Re: коты, скорее, ступают бесшумно
Да, надо мной в старом жилище жили коты, и носились, видно, друг за другом — топот стоял еще тот. Мой кот, когда ловит лазерный лучик, так бьет руками по полу, что иногда прерывается и начинает их вылизывать: видно, до боли отбивает. А ведь он мне ударом лапы синяк ставит, когда не в духе — удар у него ого!
erofeich
Jul. 1st, 2013 06:07 am (UTC)
дети еще топают
и все бы хорошо пока ты не пытаешься в 11 вечера уложить свое чадо страдающее зубами и от того реагирующее на каждый шорох, а сверху носятся пятеро семилетних слоников, пока их родители тихо и мирно пьют на кухне водку
а симпатичные девушки в летних одеяниях чудо как хороши и если кто и катится в тартарары, так это тот идиот который видит в этом что-то предосудительное
fregimus
Jul. 1st, 2013 06:12 am (UTC)
Так не об этом разговор-то. Конечно, топать после отбоя нехорошо.
(no subject) - erofeich - Jul. 1st, 2013 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2013 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - erofeich - Jul. 1st, 2013 06:40 am (UTC) - Expand
messala
Jul. 1st, 2013 06:15 am (UTC)
Какая-то странная в статье смесь воды и чуши, мне кажется.

"Человек, что бы там ни казалось, должен знать, что, когда он говорит о че­ловеческом достоинстве в присутствии животных, он врет как собака. Ибо в присутствии нелегальных и в высшей степени свободных существ (по­истине существ вне закона) тупое чувство практического превосходства от­крывает путь для самой черной зависти."

Маразм. Какая может быть свобода вне возможности осознанного выбора? вне свободы воли? А самые свободные, очевидно, простейшие?

И еще: очень удобное слово "ханжество" - на моих глазах им называли все, что угодно, от нежелания прилюдно испражняться до отказа брать взятки. Очень, очень удобное слово.

И я не видел "обществ, построивших Академии", которые допускали, чтобы кто угодно ходил где угодно в каком угодно виде. А Вы?
Зато я видел "общества, построившие Академии", которые не запрещают показывать всем жопу, зато запрещают покрывать волосы и лицо. Это ведь не "ханжество", правда?
fregimus
Jul. 1st, 2013 06:50 am (UTC)
Не маразм, а постмодернистская деконструкция, между прочим!
Если серьезно — совершенно же ясно, что «свобода» в этой цитате — это то, что ограничивает закон, а не свобода воли.

Ханжеством много чего называли? Ну, не знаю, слова — они эластичные такие, на глобус на раз натягиваются. При мне и благом, и добродетелью чего только не называли, так что теперь, вычеркивать?

Общество видел, а то ж, я даже живу в одном таком.

Доб. Про францию, ежели Вы про нее — да, там у них какой-то с этим делом перебор приключился. Американская общественность в моем лице недоумевает.

Edited at 2013-07-01 07:01 am (UTC)
doobr
Jul. 1st, 2013 09:43 am (UTC)
Хм, а вы никогда не думали, что социумы второго типа, ну те, где женят гомосексуалистов и с хорошим образованием, приложили немало усилий, чтобы насадить на территории Эрэфии именно социум, где трусы обязательны? Как долго "негодная модель"(с) продержалась бы в России, не получай она прямую поддержку от западных социумов второго типа?
fregimus
Jul. 1st, 2013 05:17 pm (UTC)
Нет, конечно. Все эти теории заговора — типа, мы вообще не Турция и не Эмираты, но нас обложили — совершенно неинтересны, хотя и в Нигерии тоже такое говорят, я не шучу. Можно по новостям смотреть: Россия в новостях промелькнет очень редко. Египет много чаще упоминается. Приятно себя убеждать, конечно, что омерика кушать не может, мечтает какую гадость русским сделать, но это, к сожалению, не так: в России и так есть кому этим заниматься, никаких омерик не требуется.
(no subject) - doobr - Jul. 1st, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2013 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doobr - Jul. 1st, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - secondary_tea - Jul. 2nd, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doobr - Jul. 3rd, 2013 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - secondary_tea - Jul. 3rd, 2013 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - doobr - Jul. 3rd, 2013 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - secondary_tea - Jul. 3rd, 2013 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - doobr - Jul. 3rd, 2013 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - secondary_tea - Jul. 2nd, 2013 04:19 pm (UTC) - Expand
sizif73
Jul. 1st, 2013 01:57 pm (UTC)
Эрго - каждая собака считает, что именно внутри нее правильный нравственный закон.
uxus
Jul. 1st, 2013 06:40 pm (UTC)
Мо-моему, это какая-то война толстокожихъ противъ тонкокожихъ. Всѣ средства выдавливанiя хороши: можно непринуждённо материться надъ ухомъ, можно усѣсться напротивъ безъ трусовъ.

(Ни статьи, ни постовъ не читалъ, солидаризоваться или размежёвываться поостерегусь.)
secondary_tea
Jul. 2nd, 2013 02:27 pm (UTC)
существует много типов людей, один из них идиоты, считающие, что люди делятся на два типа
fregimus
Jul. 2nd, 2013 03:00 pm (UTC)
А второй?
(no subject) - secondary_tea - Jul. 2nd, 2013 03:15 pm (UTC) - Expand
( 45 comments — Leave a comment )