?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фейган в «Кроманьонцах»[1] описывает погребение в Сунгире (в России, в устье реки Сунгирь при впадении в Клязьму), датируемое 27—26 тысячами лет назад: “Nine burials have been found in Sungir’s burial ground, the three best preserved being those of an older man, perhaps in his sixties, and two adolescents… Each individual wore necklaces, bracelets, and brooches. Over thirteen thousand mammoth-ivory beads on strings once decorated the garments of the three most complete burials. The older man wore a beaded cap and perhaps a richly decorated leather tunic… A red-painted schist pendant hung at his neck. Twenty-four thin mammoth-ivory bracelets painted red and black lay on his forearms. The investment in these adornments was significant. Experiments have shown that a single bead would have taken more than an hour to fabricate. The beadwork on the older man’s clothes would have taken about three thousand hours to make. The adolescents, who were apparently interred one thousand years later, wore five thousand hours’ worth of beads, all individually drilled and carefully made to form interlocking patterns when strung, seemingly a much greater time investment. One male youth wore a belt of more than 250 arctic fox teeth. A schist pin at his throat may have secured a cloak. A heavy mammoth-ivory lance lay by his side, almost certainly a ceremonial artifact.”

Итак, на сунгирском дедушке было столько украшений, что на изготовление их ушло 3 тысячи часов. По современным меркам выходит, что, если мы оценим работу ювелира в современные 15 долларов в час — а это оценка очень консервативная — получится, что красоты на нем было на 45 тысяч долларов, если бы это был современный человек. Мне здесь вот что любопытно: считается, что охотники-собиратели Ледникового периода жили небольшими группами, скажем, в 40 человек. Если посмотреть на современных охотников-собирателей, то они выглядят, в общем-то, намного скромнее. Скандинавский ледяной щит начинался всего в паре сотен километров к северу от Сунгиря; речь идет о людях, которые жили в суровейших условиях европейской тундры, в местности, лишенной естественных пещер.

Так вот вопрос у меня, откуда такое богатство? Получается, что каждый член группы в среднем отгондурасил по 100 часов на работах по украшению вождя. Мне это не кажется реальным; по моему незнанию, мне хочется предположить, что вождь царствовал над куда большим народом (или шаман шаманил для большего поселения), чем семейная деревенька из 40 человек. Богатство дедушки повторяется в более позднем погребении двух молодых людей, на каждого из которых приходится по 2500 часов чьего-то труда.

В общем, если кто в теме, мне было бы чрезвычайно интересно узнать, как увязывается малый размер кроманьонского отряда с таким богатством фенек в этом погребении. Не говорилось ли о более сложных общественных формациях, нежели в общем-то эгалитарная, горизонтально мобильная организация современных охотничье-собирательских обществах? Особенно любопытно погребение разодетых в пух и прах молодых людей, поскольку исторические и современные охотники-собиратели организованы, опять же насколько я знаю, весьма патриархально, и высокое положение молодых мужчин тоже довольно для меня удивительно.

Доб. Оказывается, позднее захоронение двоих не молодых мужчин, а подростков, мальчика и девочки. Что еще удивительнее.

___________________________________________
1. Fagan, Brian (2010). Cro-Magnon. Гл. 9.

Tags:

Comments

v1adis1av
Aug. 8th, 2013 02:59 pm (UTC)
Наши прабабушки при лучине приданое вышивали целыми зимами, и глаза не повылазили ))
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 06:14 pm (UTC)
Ночью, при лучинах никто не вышивал в русских деревнях - потому что, во-первых, ночью спать надо, а во-вторых, есть день для вышивания. Или днем бабушки отсыпались после ночного шитья? :-))
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 06:37 pm (UTC)
На севере в декабре день три часа длиной. Девки собирались вечером на посиделки -- пряли, вышивали, частушки пели, кости друг другу перемывали.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 07:07 pm (UTC)
Это в Мурманске "день" зимой 3 часа. )) Но это не то что бы исконно русская территория, где издревле вышивали наши бабушки.

И потом, нужно доказать еще, что девицы наши действительно вышивали поздно вечером. Я понимаю, что Пушкин является здесь наверно единственном источником по этому вопросу, но и тот не зря описал ситуацию так "три девицы под окном пряли поздно вечерком" - не сложно догадаться, зачем они именно под окном это делали - потому что хоть вечер и поздний, но свет с улицы был еще достаточный.

Скорее дело было так - делали дело, пока свет позволял, а уж потом переходили к сплетням, пересудам и страшным историям.

Да и еще скажу, при лучине, свет которой имеет свойство колебаться и создавать тени - совершенно невозможно что-то вышивать - получится криво и некрасиво. Вышивание требует большой точности. Не знаю как сверление бусинок, но, полагаю, у кроманьонцев не было и керосинок - а жгли для света заготовленный жир, как это и по сегодня делают коренные жители севера. Это свет, достаточный лишь для ориентации в пространстве, что б не наступить на спящих родственников иди покормить ребенка. Дерево тут никак не подойдет - только для углей, дающих тепло в юрте.
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 08:05 pm (UTC)
У нанайцев, коряков, ительменов и проч. им подобных встречал вполне себе затейливые вышивки (аппликации из кожи, расшитые костяной декоративной фурнитурой и т.п.). А уж какие они себе изощрённые доспехи сами делали.

Что до освещения, то даже лучина даёт вполне сносный для рукоделия свет.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 08:15 pm (UTC)
...у коренных северных народов, полагаю, просто нет выбора зимой - в юрте всегда темно, потому как ее нужно закрывать для сохранения тепла. А летом, когда тепло - вряд ли кто будет заниматься рукоделием в темени.

Еще вспомнил исторический роман про викингов. Там вроде как зимовки описывались просто - все сидели практически безвылазно в бараках. Ну и коротали время как могли. Кто рукоделием занимался - ни сколько из пользы дела, сколько от невыносимой скуки, а кто байкосочинительством занимался - отсюда и развитая мифология (очень важная штука для такого унылого времени года как долга северная зима).
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 8th, 2013 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 10th, 2013 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 10th, 2013 03:22 am (UTC) - Expand
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 08:28 pm (UTC)
В Мурманске, находящемся за Полярным кругом, бывает, что и нету вообще дня, а три часа светлого времени -- это я о местах более южных, вроде Архангельской губернии, обычаи которой в отношении посиделок описаны достаточно полно в 19 веке. Но даже в средней полосе "в осенние и зимние вечера собираются оне (девки) во множестве на беседки, поседки или посиделки, занимаются иногда до 3-го часу за полночь пряжею льна и прогоняютъ скуку песнями, пляскою и другими веселостями" (см.). Это именно ночные занятия, когда уже темно. "Поздно вечерком" в декабре (а дело у Пушкина происходит в конце декабря, судя по тому, что богатыря царица родила "к исходу сентября") уже темно везде в северном полушарии, так что у окна девицы сидели не для освещения рукоделий.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 09:21 pm (UTC)
Пряжение - это вообще вещь, которая действительно делается наощупь, поскольку там важно "выдавать" нить ровной толщины и без разрывов. Отсюда и посиделки с пересудами. И это действительно можно делать до 3 ночи без всякого ущерба для зрения. И пряжение это вовсе не рукоделие - это пока только заготовка материала.

Ну а в Мурманске в полярную ночь светлое время суток как раз около трех часов, несмотря на то, что солнце не восходит над горизонтом в течение более чем месяца.
(no subject) - v1adis1av - Aug. 8th, 2013 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - v1adis1av - Aug. 9th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - farwideserenity - Aug. 9th, 2013 04:20 pm (UTC) - Expand
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 08:38 pm (UTC)
"Въ этой избе дЬвушки собрались на посиделки; всъ сидятъ съ какимъ-нибудь вязаньемъ; отъ лучины дымъ, смрадъ". Отечественныя записки - Том 260 - Страница 190.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 09:24 pm (UTC)
Вязание, кстати, тоже делается наощупь, по крайней мере пока ты делаешь равномерное полотно материала. Основная задача вязания - это контроль в уме количества петель на каждый ряд.
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 08:43 pm (UTC)
Всё-таки для рукоделия использовалась преимущественно именно вечерняя пора. И причина здесь одна. Всё остальное время - с раннего утра и до раннего вечера - было занято иными делами, которые в другое время просто невозможно было сделать.

Вы путаете с промышленным или полупромышленным производством, в котором есть развитое разделение труда. Обсуждаемые общества таким разделением если и обладали, то в самой минимальной степени. Быт у них был сложный. И каждый дееспособный человек обслуживал себя сам (в любом случае, это делали члены семьи). В частности, например, у нанайцев, на женщине лежит уйма дел. И никто ей не позволит заниматься вышивкой во время, когда на ней лежит куча бытовых обязанностей. Скажу больше, если в одной лодке едут мужчины и женщины, на вёслах будет именно женщина.

И это имеет повсеместный характер.

Например, у индейцев Великих равнин, до появления лошадей женщины вообще использовались в т.ч. как вьючный транспорт.

В русских деревнях, в освещённое время на женщине тоже лежало большое количество хлопот, связанных с ведением быта. И вряд ли в процессе этого у неё было время для занятия рукоделием (цеховое и полупромышленное производства, разумеется, исключаем).

lordtheviking
Aug. 8th, 2013 09:38 pm (UTC)
Насколько я читал, действительно время было полностью занято только в периоды посевов, сбора урожая и заготовок. В остальное время вполне себе было много свободного времени, несмотря на домашний быт. Уборка делалась по определенным дням, еда варилась на несколько дней - не считая, что в погребах были уже готовые запасы.

Ну и потом, по большей части рукоделие - не было развлечением, но так же необходимым делом. Потому что изготовление вещей для носки - это необходимость, так же как и приготовить поесть.

Думаю, что и у суньгирьцев дело изготовления бусинок наверняка имело некую религиозную нагрузку, а значит и необходимость. И еще неизвестно, что было более приоритетным.

Второй момент, ученые показали, что была явная специализация у членов семьи - каждый занимался своим делом. Девочка как раз занималась судя по пальцам сверлением - и есть основания полагать, что это было ее основным занятием.
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 10:02 pm (UTC)
В страду времени просто вообще не было. Но вовсе это не значит, что вне страды времени было достаточно для рукоделия (а оно всё-таки исключительно эстетики ради).

Впрочем, Вам уже достаточно привели примеров, когда рукоделием занимаются при малом освещении (рукоделие при искусственном освещении у нанайцев Вы легко принимаете; это при том, что нанайцы никак не относятся к "коренным народам севера", они проживают на широтах южнее северной Украины; а у сунгирцев, живших в существенно более суровых условиях, по-вашему было время заниматься рукоделием днём).
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 09:54 am (UTC)
Рукоделие, как я уже упоминал не всегда бывает эстетики ради, но может быть необходимо в силу религиозно-мистических причин - соответственно, если этот момент люди в общине считают это важным, легком могут выделить специального человека для конкретного занятия, обеспечивая его едой.

Примеров привели достаточно, но не доказали, что при слабом освещении люди занимаются "свободным" рукоделием, т.е. без нужды и чисто для красоты. Если есть нужда, ты естественно будешь глаза портить, но делать. Плетение лаптей и веревок, пряжение нити, шитье и почин одежды - это все нужда для крестьянина.

Ну и потом я уже говорил, что сверление дырочек в бусах - это вполне простая работа, не требующая большого участия зрения. Наметить места сверления можно и днем, к примеру.
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 10th, 2013 03:59 am (UTC) - Expand
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 10:08 pm (UTC)
Про специализацию. Техника обработки камня, кости и бивня требует весьма немалой физической силы. И специализация, вроятнее всего, имела больше возрастной и половой характер. Охота - молодые люди (чему, кстати, есть примеры в т.ч. у тех же малочисленных аборигенов Евразии, например, у нанайцев), изготовление оружия и орудий - зрелые мужчины. Рукоделие - в свободное от остальных дел время женщины.

Специализация сунгирцев не выходит за данную схему.
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 10th, 2013 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 13th, 2013 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 13th, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 13th, 2013 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veldandi - Aug. 22nd, 2013 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 22nd, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Aug. 22nd, 2013 10:08 pm (UTC) - Expand