?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фейган в «Кроманьонцах»[1] описывает погребение в Сунгире (в России, в устье реки Сунгирь при впадении в Клязьму), датируемое 27—26 тысячами лет назад: “Nine burials have been found in Sungir’s burial ground, the three best preserved being those of an older man, perhaps in his sixties, and two adolescents… Each individual wore necklaces, bracelets, and brooches. Over thirteen thousand mammoth-ivory beads on strings once decorated the garments of the three most complete burials. The older man wore a beaded cap and perhaps a richly decorated leather tunic… A red-painted schist pendant hung at his neck. Twenty-four thin mammoth-ivory bracelets painted red and black lay on his forearms. The investment in these adornments was significant. Experiments have shown that a single bead would have taken more than an hour to fabricate. The beadwork on the older man’s clothes would have taken about three thousand hours to make. The adolescents, who were apparently interred one thousand years later, wore five thousand hours’ worth of beads, all individually drilled and carefully made to form interlocking patterns when strung, seemingly a much greater time investment. One male youth wore a belt of more than 250 arctic fox teeth. A schist pin at his throat may have secured a cloak. A heavy mammoth-ivory lance lay by his side, almost certainly a ceremonial artifact.”

Итак, на сунгирском дедушке было столько украшений, что на изготовление их ушло 3 тысячи часов. По современным меркам выходит, что, если мы оценим работу ювелира в современные 15 долларов в час — а это оценка очень консервативная — получится, что красоты на нем было на 45 тысяч долларов, если бы это был современный человек. Мне здесь вот что любопытно: считается, что охотники-собиратели Ледникового периода жили небольшими группами, скажем, в 40 человек. Если посмотреть на современных охотников-собирателей, то они выглядят, в общем-то, намного скромнее. Скандинавский ледяной щит начинался всего в паре сотен километров к северу от Сунгиря; речь идет о людях, которые жили в суровейших условиях европейской тундры, в местности, лишенной естественных пещер.

Так вот вопрос у меня, откуда такое богатство? Получается, что каждый член группы в среднем отгондурасил по 100 часов на работах по украшению вождя. Мне это не кажется реальным; по моему незнанию, мне хочется предположить, что вождь царствовал над куда большим народом (или шаман шаманил для большего поселения), чем семейная деревенька из 40 человек. Богатство дедушки повторяется в более позднем погребении двух молодых людей, на каждого из которых приходится по 2500 часов чьего-то труда.

В общем, если кто в теме, мне было бы чрезвычайно интересно узнать, как увязывается малый размер кроманьонского отряда с таким богатством фенек в этом погребении. Не говорилось ли о более сложных общественных формациях, нежели в общем-то эгалитарная, горизонтально мобильная организация современных охотничье-собирательских обществах? Особенно любопытно погребение разодетых в пух и прах молодых людей, поскольку исторические и современные охотники-собиратели организованы, опять же насколько я знаю, весьма патриархально, и высокое положение молодых мужчин тоже довольно для меня удивительно.

Доб. Оказывается, позднее захоронение двоих не молодых мужчин, а подростков, мальчика и девочки. Что еще удивительнее.

___________________________________________
1. Fagan, Brian (2010). Cro-Magnon. Гл. 9.

Tags:

Comments

v1adis1av
Aug. 8th, 2013 06:37 pm (UTC)
На севере в декабре день три часа длиной. Девки собирались вечером на посиделки -- пряли, вышивали, частушки пели, кости друг другу перемывали.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 07:07 pm (UTC)
Это в Мурманске "день" зимой 3 часа. )) Но это не то что бы исконно русская территория, где издревле вышивали наши бабушки.

И потом, нужно доказать еще, что девицы наши действительно вышивали поздно вечером. Я понимаю, что Пушкин является здесь наверно единственном источником по этому вопросу, но и тот не зря описал ситуацию так "три девицы под окном пряли поздно вечерком" - не сложно догадаться, зачем они именно под окном это делали - потому что хоть вечер и поздний, но свет с улицы был еще достаточный.

Скорее дело было так - делали дело, пока свет позволял, а уж потом переходили к сплетням, пересудам и страшным историям.

Да и еще скажу, при лучине, свет которой имеет свойство колебаться и создавать тени - совершенно невозможно что-то вышивать - получится криво и некрасиво. Вышивание требует большой точности. Не знаю как сверление бусинок, но, полагаю, у кроманьонцев не было и керосинок - а жгли для света заготовленный жир, как это и по сегодня делают коренные жители севера. Это свет, достаточный лишь для ориентации в пространстве, что б не наступить на спящих родственников иди покормить ребенка. Дерево тут никак не подойдет - только для углей, дающих тепло в юрте.
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 08:05 pm (UTC)
У нанайцев, коряков, ительменов и проч. им подобных встречал вполне себе затейливые вышивки (аппликации из кожи, расшитые костяной декоративной фурнитурой и т.п.). А уж какие они себе изощрённые доспехи сами делали.

Что до освещения, то даже лучина даёт вполне сносный для рукоделия свет.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 08:15 pm (UTC)
...у коренных северных народов, полагаю, просто нет выбора зимой - в юрте всегда темно, потому как ее нужно закрывать для сохранения тепла. А летом, когда тепло - вряд ли кто будет заниматься рукоделием в темени.

Еще вспомнил исторический роман про викингов. Там вроде как зимовки описывались просто - все сидели практически безвылазно в бараках. Ну и коротали время как могли. Кто рукоделием занимался - ни сколько из пользы дела, сколько от невыносимой скуки, а кто байкосочинительством занимался - отсюда и развитая мифология (очень важная штука для такого унылого времени года как долга северная зима).
am_tiger_a
Aug. 8th, 2013 09:22 pm (UTC)
Развитая мифология от скуки? Вообще, принято считать, что германцы не были знакомы с таким понятием как художественный вымысел. Если бы, к примеру, какой-нибудь скальд начал сам выдумывать байки, его бы быстро прозвали лгуном и он был бы поражён в правах.

Что до мифологии, то у большинства индоевропейских народов она вполне себе развитая. И здесь имели место разные процессы, от героизации и обожествления неких реальных людей, до искажения и мифологизации не очень полных свидетельств о ком-либо/о чём-либо (сравните, например, этимологию названий мифических великанов у разных народов).
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 11:23 am (UTC)
Это я полагаю глупых скальдов понижали. Потому что можно дополнить картину, чтобы не возникло противоречия. А если скальд был недостаточного ума, что мог действительно создать для всех очевидное противоречие, то кому такое понравится. Легенда должна выглядеть на 100% правдивой. Это и так понятно.

Но тем ни менее все эти легенды передавались изустно, а это неминуемо ведет к искажению и развитию мифологии, потому как человек - это не компьютер, даже при блестящей памяти - всегда бывают сбои, не заметные для самого человека. Это как минимум.

Этимология нам так же показывает, что есть определенные сходства, вплоть до наименований героев и богов, но есть и совершенные различия. И это как раз и показывает, что мифология, имевшая общие корни в обособленных племенах развивается по собственному пути. И в итоге даже корневые легенды меняют свой внешний облик. Т.е. очевидно, что мифология ни у кого не "застывает".

А от скуки или нет это происходит вопрос второй. Скука по крайней мере порождает спрос, она же требует и развития сюжета. Поэтому, уверен, и скальды добавляли детали периодически, такие которые правдиво вписывались в сюжет и не могли вызвать подозрений. Может и были своего рода "ортодоксы", заботившиеся о чистоте легенд, но не может так быть, чтобы только такие и были.

ps ну и еще надо заметить, что германцы - это одна из ветвей индоевропейцев.
am_tiger_a
Aug. 10th, 2013 03:26 am (UTC)
Различия возникают, когда возникают лакуны. Например, один сказитель пересказал с выпадом. После этого данная лакуна развивается по двум путям либо заполняется неким домыслом, либо сюжет избегает данное место. Данное явление не имеет ни малейшего отношения к "выдумкам от скуки".
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 11:26 am (UTC)
Кстати, кем принято считать, что германцам не знаком художественный вымысел. Первый раз о током слышу. Вроде у них все как и у всех - есть и национальные сказки. А если есть сказки о каком отсутствии художественного вымысла может идти речь?
(no subject) - am_tiger_a - Aug. 10th, 2013 03:22 am (UTC) - Expand
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 08:28 pm (UTC)
В Мурманске, находящемся за Полярным кругом, бывает, что и нету вообще дня, а три часа светлого времени -- это я о местах более южных, вроде Архангельской губернии, обычаи которой в отношении посиделок описаны достаточно полно в 19 веке. Но даже в средней полосе "в осенние и зимние вечера собираются оне (девки) во множестве на беседки, поседки или посиделки, занимаются иногда до 3-го часу за полночь пряжею льна и прогоняютъ скуку песнями, пляскою и другими веселостями" (см.). Это именно ночные занятия, когда уже темно. "Поздно вечерком" в декабре (а дело у Пушкина происходит в конце декабря, судя по тому, что богатыря царица родила "к исходу сентября") уже темно везде в северном полушарии, так что у окна девицы сидели не для освещения рукоделий.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 09:21 pm (UTC)
Пряжение - это вообще вещь, которая действительно делается наощупь, поскольку там важно "выдавать" нить ровной толщины и без разрывов. Отсюда и посиделки с пересудами. И это действительно можно делать до 3 ночи без всякого ущерба для зрения. И пряжение это вовсе не рукоделие - это пока только заготовка материала.

Ну а в Мурманске в полярную ночь светлое время суток как раз около трех часов, несмотря на то, что солнце не восходит над горизонтом в течение более чем месяца.
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 11:41 pm (UTC)
А вот как раз про работы (влючая явным образом упомянутое шитьё) при свете лучины, на с.147: "Войдите в любую крестьянскую избу въ зимнiй или осеннiй вечеръ, и вы увидите..."
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 09:40 am (UTC)
Ну да, но тут как раз и оговариваются моменты - для шитья надо садиться поближе к лучине, лучину жгут только с осени до весны, жжение лучины имеет недостатки, в том числе и вредно для зрения, но что крестьянам просто не по карману устроить освещение получше.
(no subject) - v1adis1av - Aug. 9th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - lordtheviking - Aug. 9th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
farwideserenity
Aug. 9th, 2013 04:20 pm (UTC)
пряжение - это вещь, где требуется очень большая точность и хорошее освещение. Вам бы не высказываться так огульно о вещах, в которых вы не смыслите. И про шитьё ночью при лучине вы можете прочитать в любом соответствующем документе 18-19-го вв.
v1adis1av
Aug. 8th, 2013 08:38 pm (UTC)
"Въ этой избе дЬвушки собрались на посиделки; всъ сидятъ съ какимъ-нибудь вязаньемъ; отъ лучины дымъ, смрадъ". Отечественныя записки - Том 260 - Страница 190.
lordtheviking
Aug. 8th, 2013 09:24 pm (UTC)
Вязание, кстати, тоже делается наощупь, по крайней мере пока ты делаешь равномерное полотно материала. Основная задача вязания - это контроль в уме количества петель на каждый ряд.