?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фейган в «Кроманьонцах»[1] описывает погребение в Сунгире (в России, в устье реки Сунгирь при впадении в Клязьму), датируемое 27—26 тысячами лет назад: “Nine burials have been found in Sungir’s burial ground, the three best preserved being those of an older man, perhaps in his sixties, and two adolescents… Each individual wore necklaces, bracelets, and brooches. Over thirteen thousand mammoth-ivory beads on strings once decorated the garments of the three most complete burials. The older man wore a beaded cap and perhaps a richly decorated leather tunic… A red-painted schist pendant hung at his neck. Twenty-four thin mammoth-ivory bracelets painted red and black lay on his forearms. The investment in these adornments was significant. Experiments have shown that a single bead would have taken more than an hour to fabricate. The beadwork on the older man’s clothes would have taken about three thousand hours to make. The adolescents, who were apparently interred one thousand years later, wore five thousand hours’ worth of beads, all individually drilled and carefully made to form interlocking patterns when strung, seemingly a much greater time investment. One male youth wore a belt of more than 250 arctic fox teeth. A schist pin at his throat may have secured a cloak. A heavy mammoth-ivory lance lay by his side, almost certainly a ceremonial artifact.”

Итак, на сунгирском дедушке было столько украшений, что на изготовление их ушло 3 тысячи часов. По современным меркам выходит, что, если мы оценим работу ювелира в современные 15 долларов в час — а это оценка очень консервативная — получится, что красоты на нем было на 45 тысяч долларов, если бы это был современный человек. Мне здесь вот что любопытно: считается, что охотники-собиратели Ледникового периода жили небольшими группами, скажем, в 40 человек. Если посмотреть на современных охотников-собирателей, то они выглядят, в общем-то, намного скромнее. Скандинавский ледяной щит начинался всего в паре сотен километров к северу от Сунгиря; речь идет о людях, которые жили в суровейших условиях европейской тундры, в местности, лишенной естественных пещер.

Так вот вопрос у меня, откуда такое богатство? Получается, что каждый член группы в среднем отгондурасил по 100 часов на работах по украшению вождя. Мне это не кажется реальным; по моему незнанию, мне хочется предположить, что вождь царствовал над куда большим народом (или шаман шаманил для большего поселения), чем семейная деревенька из 40 человек. Богатство дедушки повторяется в более позднем погребении двух молодых людей, на каждого из которых приходится по 2500 часов чьего-то труда.

В общем, если кто в теме, мне было бы чрезвычайно интересно узнать, как увязывается малый размер кроманьонского отряда с таким богатством фенек в этом погребении. Не говорилось ли о более сложных общественных формациях, нежели в общем-то эгалитарная, горизонтально мобильная организация современных охотничье-собирательских обществах? Особенно любопытно погребение разодетых в пух и прах молодых людей, поскольку исторические и современные охотники-собиратели организованы, опять же насколько я знаю, весьма патриархально, и высокое положение молодых мужчин тоже довольно для меня удивительно.

Доб. Оказывается, позднее захоронение двоих не молодых мужчин, а подростков, мальчика и девочки. Что еще удивительнее.

___________________________________________
1. Fagan, Brian (2010). Cro-Magnon. Гл. 9.

Tags:

Comments

v1adis1av
Aug. 8th, 2013 11:41 pm (UTC)
А вот как раз про работы (влючая явным образом упомянутое шитьё) при свете лучины, на с.147: "Войдите в любую крестьянскую избу въ зимнiй или осеннiй вечеръ, и вы увидите..."
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 09:40 am (UTC)
Ну да, но тут как раз и оговариваются моменты - для шитья надо садиться поближе к лучине, лучину жгут только с осени до весны, жжение лучины имеет недостатки, в том числе и вредно для зрения, но что крестьянам просто не по карману устроить освещение получше.
v1adis1av
Aug. 9th, 2013 11:33 am (UTC)
Моменты моментами, но это всё подтверждает, что крестьяне долгими зимними вечерами занимались всякими рукодельями вроде шитья, требующими достаточного освещения, и что освещение было отнюдь не лампочкой Ильича и не светодиодным экраном, а всего лишь лучиной, которую могли использовать и кроманьонцы в такой же ситуации вынужденного зимнего сидения в темноте, чтобы выполнять такие же тонкие работы вроде резьбы по кости. Сейчас рубашка-вышиванка ручной вышивки на базаре стоит пару сотен долларов, причём из заводской ткани, а если бы и ткань была "ручной сборки" и нитки ручной пряжи, то, пожалуй, трудозатраты в 2000 баксов можно оценить. А во времена натурального хозяйства всякая девка себе таких рубах и прочих шмоток сооружала на приданое во множестве, пока сидела на вечеринках и посиделках при лучине.
lordtheviking
Aug. 9th, 2013 11:52 am (UTC)
Доказывает, да. Но вот насчет кроманьонцев это уже предположение, которое и должно оставаться предположением, пока не будет точных доказательств. 30 тысяч лет вообще-то прошло, что-то могло быть по-другому в те времена, чем 100 лет назад в русской деревне.

Profile

oak
fregimus
L. Fregimus Vacerro

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow