?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фейган в «Кроманьонцах»[1] описывает погребение в Сунгире (в России, в устье реки Сунгирь при впадении в Клязьму), датируемое 27—26 тысячами лет назад: “Nine burials have been found in Sungir’s burial ground, the three best preserved being those of an older man, perhaps in his sixties, and two adolescents… Each individual wore necklaces, bracelets, and brooches. Over thirteen thousand mammoth-ivory beads on strings once decorated the garments of the three most complete burials. The older man wore a beaded cap and perhaps a richly decorated leather tunic… A red-painted schist pendant hung at his neck. Twenty-four thin mammoth-ivory bracelets painted red and black lay on his forearms. The investment in these adornments was significant. Experiments have shown that a single bead would have taken more than an hour to fabricate. The beadwork on the older man’s clothes would have taken about three thousand hours to make. The adolescents, who were apparently interred one thousand years later, wore five thousand hours’ worth of beads, all individually drilled and carefully made to form interlocking patterns when strung, seemingly a much greater time investment. One male youth wore a belt of more than 250 arctic fox teeth. A schist pin at his throat may have secured a cloak. A heavy mammoth-ivory lance lay by his side, almost certainly a ceremonial artifact.”

Итак, на сунгирском дедушке было столько украшений, что на изготовление их ушло 3 тысячи часов. По современным меркам выходит, что, если мы оценим работу ювелира в современные 15 долларов в час — а это оценка очень консервативная — получится, что красоты на нем было на 45 тысяч долларов, если бы это был современный человек. Мне здесь вот что любопытно: считается, что охотники-собиратели Ледникового периода жили небольшими группами, скажем, в 40 человек. Если посмотреть на современных охотников-собирателей, то они выглядят, в общем-то, намного скромнее. Скандинавский ледяной щит начинался всего в паре сотен километров к северу от Сунгиря; речь идет о людях, которые жили в суровейших условиях европейской тундры, в местности, лишенной естественных пещер.

Так вот вопрос у меня, откуда такое богатство? Получается, что каждый член группы в среднем отгондурасил по 100 часов на работах по украшению вождя. Мне это не кажется реальным; по моему незнанию, мне хочется предположить, что вождь царствовал над куда большим народом (или шаман шаманил для большего поселения), чем семейная деревенька из 40 человек. Богатство дедушки повторяется в более позднем погребении двух молодых людей, на каждого из которых приходится по 2500 часов чьего-то труда.

В общем, если кто в теме, мне было бы чрезвычайно интересно узнать, как увязывается малый размер кроманьонского отряда с таким богатством фенек в этом погребении. Не говорилось ли о более сложных общественных формациях, нежели в общем-то эгалитарная, горизонтально мобильная организация современных охотничье-собирательских обществах? Особенно любопытно погребение разодетых в пух и прах молодых людей, поскольку исторические и современные охотники-собиратели организованы, опять же насколько я знаю, весьма патриархально, и высокое положение молодых мужчин тоже довольно для меня удивительно.

Доб. Оказывается, позднее захоронение двоих не молодых мужчин, а подростков, мальчика и девочки. Что еще удивительнее.

___________________________________________
1. Fagan, Brian (2010). Cro-Magnon. Гл. 9.

Tags:

Comments

lordtheviking
Aug. 9th, 2013 09:54 am (UTC)
Рукоделие, как я уже упоминал не всегда бывает эстетики ради, но может быть необходимо в силу религиозно-мистических причин - соответственно, если этот момент люди в общине считают это важным, легком могут выделить специального человека для конкретного занятия, обеспечивая его едой.

Примеров привели достаточно, но не доказали, что при слабом освещении люди занимаются "свободным" рукоделием, т.е. без нужды и чисто для красоты. Если есть нужда, ты естественно будешь глаза портить, но делать. Плетение лаптей и веревок, пряжение нити, шитье и почин одежды - это все нужда для крестьянина.

Ну и потом я уже говорил, что сверление дырочек в бусах - это вполне простая работа, не требующая большого участия зрения. Наметить места сверления можно и днем, к примеру.
am_tiger_a
Aug. 10th, 2013 03:59 am (UTC)
Потребность в виду неких "религиозно-мистических причин" не может опережать имеющиеся возможности.
В обществах обсуждаемого типа никто специальных людей никогда не выделяет. Если выражаться в терминах современных взаимоотношений - есть потребность в услуге (например, шаманов), возникает такая ниша и её в итоге занимают. Но никак не наоборот. Это Вам не плановая экономика, где перед мастером кто-либо ставит задачу выполнить работу в некоторый срок. В подобных обществах, единственными причинами, подгоняющими или иным образом ограничивающими во времени, были причины естественного характера (смена дня и ночи, смена времён года, время разложения трупа до опасного для остальных или окружающей среды состояния и т.д., и т.п.). Всё остальное делалось исключительно в свободное время. А то, что время появлялось, мы можем заметить характеру обработки каменных орудий. Собственно, уже появление симметрично обработанных орудий (а оно предшествует качественным асимметричным) говорит нам о том, что эстетика доминировала над простой нуждой. Т.к. для нужды достаточно было наличия рабочей кромки и удобства при удержании.

Что до доказательства, то многократно упомянутые нанайцы при искусственном освещении в свободное от иных дел время занимаются именно эстетическим рукоделием (вышивка, нашивание кожаной и костяной фурнитуры, резьба по кости, рогу и бивню, и т.п.).