?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно хотел спросить, да как-то все не приходилось, а тут вокруг меня вдруг опять заговорили. Так что спрошу. Существует огромное множество вопросов, в которых большинство людей — давайте уж с этим согласимся — практически говоря, ничего не понимает. Слышали, что такое есть, что об этом наука говорит, и приняли более-менее на веру. Гравитационные линзы собирают свет от далеких галактик. Колубмийская коата на грани исчезновения. Глюоны — переносчики сильного взаимодействия, а комары — лихорадки денге. Понимаете, о чем я говорю: обычный человек, не видавший ни глюона, ни колумбийской коаты, согласен верить науке на слово. Ну, бывают, конечно, фрики, которые говорят, что этруски — эт русские, СПИДа нет, эфир есть, а древние укры вышли из моря вместе с хвощами и папоротниками, но этой ерунде заметная часть обывателей не верит, хотя есть, конечно, и чрезмерно увлекающиеся.

Однако, среди научных дисциплин есть одна, в отношении которой каждый второй, с кем мне, по несчастью, случалось об этом говорить, сам себе фрик. Речь идет о климатологии. В данной области знания почему-то едва ли не каждый считает необходимым иметь свое собственное мнение и свою теорию — даже если ее выводы и совпадают с научным консенсусом, то, чаще всего, просто случайно. Кроме того, почти все люди относятся к климатическим теориям невероятно эмоционально. Мне иногда кажется, что отношение к климатологии, наверное, разбивает семьи и лишает детей наследства, не говоря уж о более скромных семейных скандалах. Кажется, даже в религиозных вопросах люди куда более терпимы. Это мое наблюдение, конечно — может, мне просто так уж повезло.

То есть, поймите меня правильно. Я мало видел людей, кто считает, будто колумбийская коата занесена в Красную книгу стараниями мирового заговора учоных, а на самом деле она плодится так, что скоро заполонит собою всю Колумбию и начнет нелегальную эмиграцию в сопредельные государства. Между тем, хоть это и звучит для меня равно нелепо, каждый, скажем, третий думает так об одном из климатических вопросов (изменение мирового климата, антропогенный фактор в этом изменении и т. д.).

Так вот, у меня вопрос, прямо вот личный: почему вы сами (не что вы думаете о других, а именно ты, мой отдельный читатель) не принимаете выводов климатологии, и почему она играет в вашей жизни такую невероятно эмоциональную роль? Я говорю не о нормальных сомнениях, а именно о том, почему вы отвергаете науку, почему соорудили свое мнение, объективно ни на чем ни основанное (вы ведь не вели своих многолетних наблюдений в разных частях света), и, самое главное, почему это так для вас важно?

Ну, само собой, если вы в климатологии ничего не понимаете, но климатологам при этом верите, или же если вы сами специалист — тоже отметьтесь, мы и вас сосчитаем.

Tags:

Comments

( 293 comments — Leave a comment )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
geky
Jan. 5th, 2014 04:21 am (UTC)
Ничего не понимаю, верю и отношусь спокойно.
burrru
Jan. 5th, 2014 04:22 am (UTC)
К астрологии у людей примерно такое же отношение, кстати. Замените в посте "климатологию" на "астрологию" и все останется верным. И гомеопатия там же.
shvarz
Jan. 5th, 2014 04:26 am (UTC)
И много астрологов и гомеопатов публикуются в научных журналах?
(no subject) - burrru - Jan. 5th, 2014 04:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - arbat - Jan. 6th, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvarz - Jan. 6th, 2014 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arbat - Jan. 6th, 2014 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvarz - Jan. 6th, 2014 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arbat - Jan. 6th, 2014 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvarz - Jan. 6th, 2014 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arbat - Jan. 6th, 2014 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvarz - Jan. 6th, 2014 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arbat - Jan. 6th, 2014 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvarz - Jan. 6th, 2014 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dim_etc - Jan. 14th, 2014 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burrru - Jan. 14th, 2014 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dim_etc - Jan. 14th, 2014 10:53 pm (UTC) - Expand
fat_crocodile
Jan. 5th, 2014 04:24 am (UTC)
> почему вы сами не принимаете выводов климатологии,

каких именно выводов? я очень сомневаюсь в антропогенном факторе, причин несколько

- есть документированные примеры изменений климата без антропогенного фактора, в т.ч. совсем недавно был средневековый малый ледниковый период, а перед этим несколько полномасштабных ледниковых периодов, и как-то всё обошлось без людей
- моделирование климата ужасно сложная вещь, кажется там сплошной хаос (в прямом смысле, сильная зависимость от начальных условий), предсказывать погоду больше чем на три дня мы не умеем
- можно было бы предположить, что вот именно последние исследования и моделирования наконец подтверждают, что да, именно те 0.5% мирового CO2, который вырабатывают люди имеют решающее значение. Но дело в том, что вопли об антропогенном факторе не меняют тональности последние лет 20 точно, а может и раньше -- я просто не смотрел более ранних работ. В книжках начала 90-х на голубом глазу пишут, как несомненный факт, что да, это человеческих рук дело. Отсюда я делаю вывод, что это просто не наука. Может быть с некоторого времени это всё же стало наукой, но не очевидно
- тема ужасно политизирована, вплоть до нобелевской премии мира (!) Отсюда я опять делаю вывод, что это не наука.
- есть милая байка про озоновую дыру и холодильники, наверное читали? Я не видел опровержений, хотя и не искал.

> и почему она играет в вашей жизни такую невероятно эмоциональную роль?

в моей не играет.
fat_crocodile
Jan. 5th, 2014 01:31 pm (UTC)
> я опять делаю вывод, что это не наука.

"это не наука" следует читать как "высказывания об атропогенном характере потепления не являются научными"

и ещё есть момент с организацией самой науки. правда ли, что сторонникам и противникам одинаково легко получить гранты и опубликоваться? боюсь что не правда.
(no subject) - _soula_ - Jan. 5th, 2014 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leeuwis - Jan. 7th, 2014 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 7th, 2014 04:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - leeuwis - Jan. 7th, 2014 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 7th, 2014 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - leeuwis - Jan. 7th, 2014 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 7th, 2014 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 7th, 2014 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 7th, 2014 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 7th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myugor - Jan. 8th, 2014 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 8th, 2014 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Jan. 7th, 2014 04:29 am (UTC) - Expand
shvarz
Jan. 5th, 2014 04:24 am (UTC)
Я отношусь к последней категории, так что считайте.

А про отрицающих - тут два момента. Во-первых, с погодой мы все знакомы и поговорить о ней любим. Это не непонятные глюоны какие-то. Но гораздо важнее то, что климатология оказалась политизирована - получаемые выводы требуют довольно серьезных экономических и политических мер, а уж по этим вопросам каждый считает, что должен иметь собственное мнение.
ny_quant
Jan. 5th, 2014 06:32 pm (UTC)
Это про вас

http://www.vaccineenterprise.org/sites/default/files/Yegor%20Voronin%20bio.pdf ?

Over the last ten years he studied HIV and other retroviruses on a variety of levels, from their potential use as gene therapy vectors at the West Virginia University, to molecular mechanisms of reverse transcription at the National Cancer Institute, to HIV and SIV evolution and population genetics at the FHCRC.
Dr. Voronin holds a master’s degree in Molecular Biology from the Novosibirsk State University in Russia and a Ph.D. in Biochemistry from the West Virginia University.

Каким образом вы специалист по климату?
(no subject) - shvarz - Jan. 5th, 2014 06:48 pm (UTC) - Expand
surmenok
Jan. 5th, 2014 04:24 am (UTC)
Я не то чтобы фрик, но к климатологическим теориям отношусь с недоверием потому что они связаны последнее время с большим распилом и с большой политикой, соответственно у каких-то деятелей может быть сильная мотивация продвинуть свою теорию (возможно отходящую от научного консенсуса).
fregimus
Jan. 6th, 2014 04:33 am (UTC)
Насколько я знаю науку изнутри, у деятелей всегда есть мотивация продвинуть свои исследования и теории. Сколько скандалов даже с подлогами и проч. — и все это не ради денег чаще всего (ученые сравнительно небогаты), а ради славы. Мне не кажется, что политизация непосредственно влияет на научную конкуренцию: она и так слишком сильна, чтоб ее можно было заметно усилить.
isotoma
Jan. 5th, 2014 04:26 am (UTC)
я биолог, климатологию считаю нормальной наукой, каковой она, собственно, и является :)
erofeich
Jan. 5th, 2014 09:55 am (UTC)
а что такое "нормальная" наука?
(Deleted comment)
fregimus
Jan. 5th, 2014 05:45 am (UTC)
Re:
1) Коата колумбийская, а не коала! Коала китайская.
2) Мне почему-то кажется, что один ядреный коллайдер стоит больше, чем климатология тратит за 50 лет — и ничего… Если с LHC еще какое-то жужжание было (но не по поводу денег, а чорной дыры забоялись), то, например, о LEC вообще не было ни звука. А тоже ведь штука не дешевая, между прочим.
(Deleted comment)
(no subject) - vadim_i_z - Jan. 5th, 2014 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 5th, 2014 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - p2004r - Jan. 5th, 2014 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - mi_b - Jan. 6th, 2014 07:43 am (UTC) - Expand
Re: - dive_master - Jan. 7th, 2014 08:11 am (UTC) - Expand
Re: - fregimus - Jan. 7th, 2014 09:32 am (UTC) - Expand
Re: - dive_master - Jan. 7th, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
ivanov_petrov
Jan. 5th, 2014 04:47 am (UTC)
Трудно ответить. Я точно не климатолог и понимаю, что я мало понимаю. В том числе - не знаю, каковы современные климатологические теории, поскольку редко читаю научные публикации в этой области. То, что пишут в журналах и обсуждают журналисты, просто пропускаю, как не имеющее отношения ни к чему. Страстей по этому поводу обычно не испытываю, по крайней мере, не помню, чтобы страстно что-то защищал или опровергал.
fregimus
Jan. 6th, 2014 04:30 am (UTC)
Мой мир перевернулся бы, если бы Вы ответили как-либо иначе…
spamsink
Jan. 5th, 2014 05:10 am (UTC)
Над предсказательной силой какой еще науки, кроме климатологии, смеются столь же заразительно?
klausnick
Jan. 5th, 2014 05:39 am (UTC)
Согласен.
(no subject) - fregimus - Jan. 5th, 2014 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jan. 5th, 2014 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 5th, 2014 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jan. 5th, 2014 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 6th, 2014 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_konst - Jan. 6th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arifg - Jan. 6th, 2014 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 7th, 2014 01:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_konst - Jan. 7th, 2014 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jan. 6th, 2014 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 6th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jan. 6th, 2014 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 6th, 2014 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jan. 6th, 2014 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 6th, 2014 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jan. 7th, 2014 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ny_quant - Jan. 5th, 2014 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muh2 - Jan. 6th, 2014 09:53 am (UTC) - Expand
ny_quant
Jan. 5th, 2014 06:03 am (UTC)
Я принимаю некоторые выводы и не принимаю другие потому что профессионально разбираюсь в теме.

Не сказал бы, что "невероятно", но лично мои эмоции связаны с (1) нелюбовью к любому жульничеству и (2) неприязнью к людям, черпающим суждения из газет, особенно левых.

shvarz
Jan. 5th, 2014 02:58 pm (UTC)
профессионально разбираюсь в теме
Вы профессиональный климатолог?
solomon2
Jan. 5th, 2014 06:14 am (UTC)
А разгадка проста: дело не в климатологии, а в политике.
uxus
Jan. 6th, 2014 03:54 am (UTC)
Ага. Вотъ, значитъ, въ какое слово переименовали "безблагодатность".
(Deleted comment)
aosypov
Jan. 5th, 2014 12:53 pm (UTC)
Да фигня все это, вспомните зиму 2008 - до середины февраля дождь шел и трава зеленела!
Единичные наблюдения, плюс не подкрепленные теоретическими представлениями - наше все, да. По ним строятся самые надежные утверждения.
randomisator
Jan. 5th, 2014 06:38 am (UTC)
Пока все обещанные ужасы глобального потепления не выходят за пределы колебаний температуры в четвертичном периоде, я не вижу повода для сильных эмоций по этому поводу:)
mss_mila
Jan. 5th, 2014 07:06 am (UTC)
Чего-чего?
если по физике-химии-астрономии-палеонтологии-энтомологии я еще могу читать популярные издания и книжки, то по климатологии я ничего не видела ни разу ничего читатебельного. Вру, видела раз главу в книге.
Мало того, само существование такой науки, для меня на грани активного сознания - должна быть, но где там она?
А касается ли она меня -да))))) , вот сегодня -31, завтра тоже, машина не заведется мне на работу в такой мороз пешком идти? А как же глобальное потепление?

______
Над предсказательной силой какой еще науки, кроме климатологии, смеются столь же заразительно?
______
Да, стандартная тема для шуточек)
kvakosavrus_q
Jan. 5th, 2014 07:06 am (UTC)
Климатология касается всех
у нас вот человеколюбивые акулы появились, народные массы в море теперь лезут с легкой задумчивостью на лицах. Размышляя о бренности жизни и антропогенном воздействии.
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 293 comments — Leave a comment )