?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Геннадий Гор, «Странник и время». В сборнике «Фантастика 1962».

Совершенно случайно прочитал. Не то, чтоб потрясло и захватило, но несколько выписок любопытных сделал.

На ее невыразительном лице появляется улыбка.
— Как вас зовут? — спрашиваю я.
— У меня нет имени, — отвечает она. — Да и зачем оно мне? И что такое имя?
— Имя — это слово, — говорю я, — отнюдь не выражающее сущности того, кто его носит.
— А что такое сущность? У меня нет сущности. Я не человек. Я робот. Мою сущность меняют сообразно программе. Я явление. Явление без сущности.

*  *  *

— Вы выглядите почти так же, как земные люди. Признаться, я этого не ожидал. Я пытался представить себе вас. И мое воображение меня пугало, мое собственное и воображение научных фантастов, описывавших обитателей других планет.
— Я вижу, вы разочарованы? Вы ожидали увидеть сверхоригинальное существо, может быть, даже созданное не из белковых молекул, а материала более прочного, более своеобразного и химеричного? Может быть, вы думали, что вместо крови во мне течет яд и вам придется надевать маску, чтобы сначала физически изолировать себя, а затем уже искать духовного контакта? А не думали ли вы о том, что, кстати, не приходило в голову даже фантастам: что физический контакт будет вполне возможен, но контакт духовный противопоказан, что он будет таить некую опасность и для вас и для меня?

*  *  *

А на вашей планете долго длится жизнь личности, индивида?
Он (улыбаясь). Вы хотите знать, возможно ли бессмертие? Возможно. Но не нужно.
Я. Кому не нужно? Личности? Обществу? Природе?
Он. Наши ученые нашли способ продления жизни, и каждый тиомец, если бы он пожелал, мог бы достичь того, что называют бессмертием. Но что такое бессмертие? Задавали ли вы себе этот вопрос?
Я. Нет, не задавал, хотя кому и интересоваться этим вопросом, как не мне... Бессмертие — это возможность победить время, дарованная личности наукой. Не так ли? Полная, абсолютная победа над временем, над бренностью.
Он. А кому нужна эта победа? И победа ли это, а не поражение ли?
Я. Не понимаю.
Он. Вдумайтесь - и поймете. Смерть не может и не должна исчезнуть.
Я. Но человек всегда считал смерть злом и слепой необходимостью, победой косных сил...
Он. Бессмертие еще хуже смерти. Получив бессмертие, личность перестает быть личностью, она лишается конца, а значит, и начала. Личность связана с историей, со своим временем. А становясь вечной, она отрывается от мгновения, от истории, от общественного бытия. Наше общество нашло желание быть бессмертным неэтичным, противоречащим нравственной сущности тиомца. И отказалось от него. Отодвинуть свой конец — это одно, но лишить себя конца, приобщиться к бесконечности — это значит освободить себя от времени, противопоставить себя жизни, всему ее смыслу. Возникновение и смерть — нет, тиомец не захотел пожертвовать всем этим ради сомнительного и противоестественного блага личного бессмертия.

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
sspr
Oct. 2nd, 2015 05:00 am (UTC)
Не знаю, как Вы относитесь к творчеству Пелевина, - у него читал (не точная цитата)"а что Истина? Она настолько ядовита, что тот, кто до нее докопался, тут же хочет ее зарыть поглубже и подальше"
technocrator
Oct. 2nd, 2015 05:53 am (UTC)
>>Получив бессмертие, личность перестает быть личностью, она лишается конца, а значит, и начала
[facepalm.jpg]


"Фантастика той тоталитарной эпохи руководствовалась двумя великими глупостями, что тогда выдавались за истину. Первая: робот – дура, человек – молодец, а вторая – бессмертие ужасно и омерзительно<...>Все редакторы заученно твердили: переделайте концовку, чтобы ваш бессмертный раскаялся, передумал и отказался от бессмертия, признав его ошибочным. Тогда да, дорога будет открыта. Как и сотням другим. Кто читал тогдашнюю фантастику, вспомнит, как тогда мощно перли клоны, все одинаковые, как доски в заборе: бессмертие ужасно – герой кончает жизнь самоубийством, бессмертие ужасно – герой покончил с собой, бессмертие отвратительно – герой поспешно себя убивает…
Где сейчас те угодливые авторы?
НИКОГДА и НИКОМУ в те времена не удавалось сказать что-то в защиту бессмертия."(Ю.Никитин)
sharpc
Oct. 2nd, 2015 06:12 am (UTC)
Никитин традиционно переносит с больной головы на здоровую, замечая неизжитые предрассудки на родине Ефремова и Циолковского, упорно не желая видеть, как по другую сторону баррикад продолжают в бесконечность в пространстве и времени эфемерный плутократический империализм с его тактическими пороками.
(no subject) - technocrator - Oct. 2nd, 2015 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - deminded - Oct. 2nd, 2015 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - technocrator - Oct. 2nd, 2015 06:30 am (UTC) - Expand
klausnick
Oct. 2nd, 2015 06:43 am (UTC)
Если бессмертие будет достигнуто, где поместить всех бессмертных?
buddhistmind
Oct. 2nd, 2015 09:50 am (UTC)
скрытые измерения, "гипер-пространство", переход в бытие в форме чистой энергии ("доктор Манхеттен").

См. "темпоральную фугу" Желязны.
(no subject) - wormball - Oct. 2nd, 2015 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - Oct. 2nd, 2015 02:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - klausnick - Oct. 2nd, 2015 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Dec. 8th, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
fumiripits
Oct. 2nd, 2015 06:50 am (UTC)
=У меня нет сущности. Я не человек. Я робот. Мою сущность меняют сообразно программе. Я явление. Явление без сущности. =

Вспомнилось вот такое:

http://berezin-fb.livejournal.com/354921.html?thread=5582697#t5582697
spamsink
Oct. 2nd, 2015 07:08 am (UTC)
— Как вас зовут? — спрашиваю я.
— У меня нет имени, — отвечает она.


Какой тупой робот (отвечает не на заданный вопрос), или какой тупой автор (не видит разницы между "как вас зовут" и "какое ваше имя"). Чтобы что-то звать, вовсе не нужно знать его имя. У лямбда-функции, например, имени нет, но звать ее можно.
fregimus
Oct. 2nd, 2015 06:31 pm (UTC)
Плохо, что у вашей функции имени нет. Давайте ее Машкой, что ли, назовем. Или лучше даже Агафьей.
(no subject) - spamsink - Oct. 2nd, 2015 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - warlen - Nov. 22nd, 2016 08:08 am (UTC) - Expand
steblya_kam
Oct. 2nd, 2015 07:28 am (UTC)
Последний фрагмент потрясающий. Как говорится, неистово плюсую.
wormball
Oct. 2nd, 2015 01:19 pm (UTC)
Это сарказм или нет? Ежели нет, можете пояснить, что в нём такого хорошего? Как по мне - так эталонный булщит. При том, что лично я также поддерживаю тезис об том, что без смерти нет жизни.
(no subject) - steblya_kam - Oct. 4th, 2015 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wormball - Oct. 5th, 2015 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 6th, 2015 07:40 am (UTC) - Expand
kvakosavrus_q
Oct. 2nd, 2015 07:58 am (UTC)
второй тезис развит в ряде книг, среди широко известных - Blindsight
"Попытка общения есть агрессия".
fregimus
Oct. 2nd, 2015 06:33 pm (UTC)
Да, в самом деле, любопытное сравнение. Я вторую цитату и счел самой интересной, а все, как обычно, накинулись на бессмертие.
(no subject) - Андрей Гаврилов - Dec. 8th, 2015 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - gritzhald - Mar. 2nd, 2017 05:12 am (UTC) - Expand
geky
Oct. 2nd, 2015 08:30 am (UTC)
"Наше общество нашло желание быть бессмертным неэтичным, противоречащим нравственной сущности тиомца."

Отлично просто.
buddhistmind
Oct. 2nd, 2015 09:51 am (UTC)
темпоральная фуга им всем!
amritasilveria
Oct. 2nd, 2015 03:05 pm (UTC)
Любопытно, но малохудожественно. Посл.абзац дидактически-назидателен, оттого вызывает некий протест.

Время - единственный ресурс, которым, по гамбургскому, мы здесь располагаем, и все равно не скованы хронол.границами, регулярно чуя нечто, что значительно превосходит нас и обступает со всех сторон, - как раз бесконечность.
fregimus
Oct. 2nd, 2015 06:41 pm (UTC)
Да, язык у него совершенно мучительный, литературы там нет.

Единственное, значит, что нас превосходит — это бесконечность. Cf. «сапоги Которого препираются со Вселенной». Хорошо, ей-богу хорошо!
(no subject) - amritasilveria - Oct. 2nd, 2015 07:54 pm (UTC) - Expand
Андрей Гаврилов
Dec. 8th, 2015 06:49 am (UTC)
Гарри Поттер Юдковского "люто бешенно"(tm) неодобряет такое пораженчество перед лицом смерти.
Андрей Гаврилов
Dec. 8th, 2015 06:54 am (UTC)
о, да его тут уже помянули. Пардонте.
warlen
Nov. 22nd, 2016 07:43 am (UTC)
Пытался читать в детстве. Тогда не осилил, то есть не дошел до конца.
Недавно отыскал в интернете, на этот раз до конца добрался, но не внимательно, пробежал по диагонали.
Может еще вернусь. Что-то в этой книге есть, не смотря на тягучесть и наивность с современной точки зрения.

Про сходство инопланетян с людьми - это еще одна забавная глупость советской фантастики, которую я бы приплюсовал к тем двум, что сформулировал Никитин. Она не столь категорична как первые две, непохожие на людей разумные существа иногда дозволялись, но похожие были предпочтительны. Над этим еще Лем забавно поиздевался: " каждое разумное существо должно быть похоже на пятиронца".

Про бессмертие: да, большинство рассуждений о вреде бессмертия, в том числе и это - вариации на тему "зелен виноград".
Но есть одно интересное: "Фокус не в том, чтобы жить вечно, а в том, чтобы вечно оставаться самим собой." Если бессмертный меняется, то через миллион лет он уже совершенно не будет похож на себя нынешнего, будет другой личностью. Если совсем не меняется, то не живет. Если меняется в деталях, оставаясь неизменным в главном, то во-первых, в чем состоит это "главное"? Во-вторых, будучи столь консервативным, он рискует вступить в резкий конфликт с окружающим. А в-третьих, как-то это бессмысленно - вечно бултыхаться в заданных рамках. Победить смерть надо, чтобы человек не чувствовал страха от того, что его существование внезапно прекратится. Но полезно и понимать, что не такая уж это будет и победа - одна и та же личность не будет существовать вечно.
gritzhald
Mar. 2nd, 2017 05:19 am (UTC)
Если ставить изменчивость за самоцель, то через миллионы подобных изменений рано или поздно придём к смерти или самоубийству. Чисто статистически, просто потому что подобное психическое состояние имеет ненулевую вероятность. Чтобы избежать этого, всё равно придётся поставить какие-то рамки, какие-то границы.

Но вообще неясно, что подразумевается под "оставаться самим собой". Если подразумевается полная память о своих прошлых психических состояниях, то мы не располагаем таковой и о вчерашних мыслях, что не мешает нам считать свою жизнь со вчерашнего дня продолжающейся.
(no subject) - warlen - Mar. 9th, 2017 06:56 pm (UTC) - Expand
( 36 comments — Leave a comment )