?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Определение границ

iad вот какую штуку вычитал, а я без разрешения к себе уволок, за что сейчас пойду слезно просить прощения:

Я […] окинул взглядом наших современников: приняли они во всех краях обличи[e] невежества, бахвалясь им друг перед другом; воспылали они враждой к обладающим достоинством и стали преследовать каждого, кто отмечен печатью науки, причиняя ему всяческие обиды и зло.

Затем, хотя община и не сходится на заблуждении, начали эти [невежды] единогласно одобрять самые низменные и наивреднейшие для всех нравы, в сути которых главное — неоправданная корысть […]. Стали они на путь соперничества в этом, пользуясь [всеми] возможностями для приумножения [подобных дел], что довело их в конце концов до отрицания наук и ненависти к их служителям.

Неистовый из них относит науки к заблуждениям, дабы сделать их ненавистными для подобных себе по невежеству, и клеймит их клеймом ереси, чтобы открыть пред собою врата для уничтожения ученых и скрыть свою сущность под гибелью ученых и крушением наук.

Величаемый справедливым грубиян из них [тщетно] прислушивается к [наукам] с упорством упрямца, возвращаясь затем вспять, к низости [своей] натуры. И проявляется «проникновенная мудрость» в его словах: «Какая же в [науках] польза?» — Ведь он не знает о превосходстве человека над остальными животными и о том, что эта превосходство и есть наука в абсолюте, без которой [человек] становится сомнительным [в своей сущности]. Воистину, науку ищут ради сути ее, и, доподлинно, она сладостна сама по себе! Какая же польза может быть явственнее у чего-нибудь и какое благо обильнее, чем то, что только благодаря [науке] возможно привлечь добро и уклониться от зла и в мирском, и в вере! Если бы не [наука], не было бы уверенности в том, что воспринимаемое не окажется злом, а избегаемое добром.

[…] Однако люди не поручают дела тому, кто лучше с ними справляется. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами какой-нибудь науки, и полагают, что смогут [овладеть] остальной ее частью, [исходя] не из ее основ и начал. И они запутываются в ней.


Абу-р-Рейхан Мухаммед Ибн Ахмед ал-Бируни (973–1048),
Определение границ мест для уточнения
расстояний между населенными пунктами.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
palmas1
Nov. 19th, 2008 05:39 am (UTC)
Спасибо. Просто отлично.
fregimus
Nov. 19th, 2008 05:51 am (UTC)
Отож!
darth_vasya
Nov. 19th, 2008 09:26 am (UTC)
Великолепно :)
yurvor
Nov. 19th, 2008 12:58 pm (UTC)
Ну и какой же отсюда следует вывод? А вывод такой, что человеческая природа тыщу лет неизменна. И просветления не предвидится... Тоска.
iad
Nov. 19th, 2008 05:23 pm (UTC)
Остается утешаться тем, что и сильно хуже не становится, раз и предшественникам было так же плохо.
yurvor
Nov. 19th, 2008 05:42 pm (UTC)
Оптимисты надеются, что мы живём в лучшем из миров. Пессимисты уверены, что так оно и есть.
fregimus
Nov. 20th, 2008 01:29 am (UTC)
Я далеко не так оптимистично смотрю на эти вещи. Ведь арабская цивилизация навернулась в темновековье через 250 лет после того, как был написан этот текст, и пребывает в нем до сих пор — уже почти 800. Наша направляется, к сожалению, туда же. Не знаю, что можно сделать, чтобы ее задержать.
absentis
Nov. 23rd, 2008 03:56 am (UTC)
Очень хорошо.
Вообще персы начала второго тысячелетия года были ребята продвинутые.

PS/ Но вот что странно - Абу-ль-Ала аль-Маарри родился ровно в тот же год, а Омар Хайям в год его смерти.
Мистика)
vakurov
Jan. 4th, 2009 08:51 am (UTC)
Спасибо.
( 9 comments — Leave a comment )