L. Fregimus Vacerro (fregimus) wrote,
L. Fregimus Vacerro
fregimus

Определение границ

iad вот какую штуку вычитал, а я без разрешения к себе уволок, за что сейчас пойду слезно просить прощения:

Я […] окинул взглядом наших современников: приняли они во всех краях обличи[e] невежества, бахвалясь им друг перед другом; воспылали они враждой к обладающим достоинством и стали преследовать каждого, кто отмечен печатью науки, причиняя ему всяческие обиды и зло.

Затем, хотя община и не сходится на заблуждении, начали эти [невежды] единогласно одобрять самые низменные и наивреднейшие для всех нравы, в сути которых главное — неоправданная корысть […]. Стали они на путь соперничества в этом, пользуясь [всеми] возможностями для приумножения [подобных дел], что довело их в конце концов до отрицания наук и ненависти к их служителям.

Неистовый из них относит науки к заблуждениям, дабы сделать их ненавистными для подобных себе по невежеству, и клеймит их клеймом ереси, чтобы открыть пред собою врата для уничтожения ученых и скрыть свою сущность под гибелью ученых и крушением наук.

Величаемый справедливым грубиян из них [тщетно] прислушивается к [наукам] с упорством упрямца, возвращаясь затем вспять, к низости [своей] натуры. И проявляется «проникновенная мудрость» в его словах: «Какая же в [науках] польза?» — Ведь он не знает о превосходстве человека над остальными животными и о том, что эта превосходство и есть наука в абсолюте, без которой [человек] становится сомнительным [в своей сущности]. Воистину, науку ищут ради сути ее, и, доподлинно, она сладостна сама по себе! Какая же польза может быть явственнее у чего-нибудь и какое благо обильнее, чем то, что только благодаря [науке] возможно привлечь добро и уклониться от зла и в мирском, и в вере! Если бы не [наука], не было бы уверенности в том, что воспринимаемое не окажется злом, а избегаемое добром.

[…] Однако люди не поручают дела тому, кто лучше с ними справляется. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами какой-нибудь науки, и полагают, что смогут [овладеть] остальной ее частью, [исходя] не из ее основ и начал. И они запутываются в ней.


Абу-р-Рейхан Мухаммед Ибн Ахмед ал-Бируни (973–1048),
Определение границ мест для уточнения
расстояний между населенными пунктами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments