?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новый год по-римски

Как римляне праздновали Новый год? Просто, но со вкусом: сначала с песнями и плясками выгоняли старый год палками, а потом пьянствовали на природе, встречая новый.

Макробий пишет в «Сатурналиях» (I, 12):

По обычаю римлян, март был первым месяцем года; о том, что он был первым, можно с уверенностью судить по тому, что quintilis был пятым месяцем, и все следующие за ним месяцы назывались соответственно числам.

В первый день марта на алтаре Весты зажигался новый огонь, чтобы с начала года начиналось покровительство и защита нового огня; далее в том же месяце в царском дворце и в сенате старые лавры заменялись священнослужителями на свежие. В марте же совершались и общественные, и частные церемонии, посвященные Анне Перенне, чтобы снискать счастливой жизни и на будущий год, и на будущие годы. В том же месяце выплачивалась плата учителям за прошедший год; ассамблеи совершали ритуальные гадания; выплачивались налоги; а хозяйки давали обеды для рабов, чтобы с начала года заручиться их честной службой и отплатить им за верное служение в прошлом году.


У римлян в древности в календаре было десять месяцев: март, апрель, май, июнь, quintilis, sextilis, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Бывшие тогда пятым и шестым месяцы позже утеряли свои названия, будучи переименованы в честь Юлия Цезаря и Октавиана Августа.

Анна Перенна — богиня, олицетворявшая год. Имя Анна, видимо, связано со словом annum, год, а Перенна, perenna происходит от perennis, слова с тем же корнем (per+annis), означающим «многолетний» или «вечный, повторяющийся из года в год». Уже к I в. до н. э. этиология этой богини была спорной — подобно тому, как наш Дед Мороз практически утерял связь со своим прототипом, Св. Николаем.

Марциал (VI, 64) пишет о местоположении священной рощи Анны Перенны, где происходило празднование:

Крошечный надел Юлия Марциала, что на долгом склоне Яникулийском, прекраснее садов Геспериды… Отсюда видны и семь холмов Рима, правители мира, и высоты Альбы и Тускула, и все уютные убежища пригородов, и старые Фидены, и маленькая Рубра, и плодоносная роща Анны Перенны, что греет кровь девицам…

Роща оказывается между Яникулийским (посвященным Янусу) холмом и семью холмами Рима (ссылки на карты). Яникулийский холм высок; семь холмов видны с восточного склона Яникулийского холма, отделенного от них Тибром и Марсовым полем.

Празднование описывает Овидий в «Фастах». Цитата (III, 523) по замечательному переводу Ф.Петровского:

В иды мы празднуем день торжественный Анны Перенны
  Недалеко от твоих, Тибр-чужеземец, брегов.
Толпы народа идут и здесь, растянувшись на травке,
  Пьет и в обнимку лежит каждый с подружкой своей.
Многие прямо под небом, немногие — ставят палатки,
  Иль из зеленых ветвей строят себе шалаши,
Иль вместо твердых столбов тростники они в землю втыкают
  И покрывают потом сверху одеждами их.
Солнцем они и вином разогретые пьют за здоровье,
  Стольких желая годов, сколько кто чаш осушил.
Здесь ты найдешь и таких, кто выпьет и Нестора годы,
  Женщин найдешь, что года даже Сивилл перепьют.
Песенки также поют, каким научились в театрах,
  Сопровождая слова вольным движением рук,
И хороводы ведут неуклюжие, выпив, подружки,
  И, распустив волоса, пляшут в нарядах своих.
А возвращаясь, идут, спотыкаясь, толпе на потеху,
  И называет толпа встречных счастливцами их.
Видел недавно я там (ну как про такое не вспомнить!):
  Пьяная бабка брела, пьяного мужа вела.


Далее Овидий приводит несколько легенд, связанных с Анной Перенной. Очень рекомендую прочитать отрывок, если у вас не найдется времени на поэму целиком (а это было бы, конечно, еще лучше).

Перед празднованием Анны Перенны происходило ритуальное изгнание Мамуриуса Ветуриуса, одетого в козлиные шкуры, на народном фестивале известном как Мамуралии. Варрон (L. Lat., 6, 49) объясняет это имя как «старый Марс»; несомненно, ритуал посвящен изгнанию старого года. Церемония изгнания старого года ассоциировалась с избавлением природы от жухлой прошлогодней растительности и началом нового весеннего цикла расцветания природы. Эта интерпретация Фразера приближает эту церемонию, по его словам, к славянском весеннему ритуалу изгнания Смерти. Это толкование подкрепляется еще и тем, что Марс был у древних богом не только войны, но и роста и развития фауны. Замена сенатских лавров на свежие, о которой упоминает Макробий, также связана с окончанием зимы и началом пробуждения природы.

Литература.

Bonnefoy, Y. Roman and European Mythologies. Chicago : U. of Chicago Press, 1992

Frazer, J. G. Fasti. Ovid in 6 vv. Loeb Classical Library. Cambridge: Harvard UP, 1976.

Holstein, J. F. Rites and Ritual Acts as Prescribed by the Roman Religion According to the Commentary of Servius on Vergil's Aeneid. New York : New York University, 1916

Tags:

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 10:25 am (UTC)
Прекрасно. Одно расстраивает - что в Лебовской библиотеке Овидий в шести томах. Никаких денег не напасешься.
fregimus
Jan. 2nd, 2009 10:36 am (UTC)
Ну надо же было Овидию на что-то жить. Вот, и понаписал…
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 10:38 am (UTC)
И издал в переводе Фрэзера!
fregimus
Jan. 2nd, 2009 10:43 am (UTC)
Да, и правда. Поправлю. Ведь не все Фразера. Или Фрэзера. Он Фразер или Фрэзер?
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 11:04 am (UTC)
без лихой офицерской осанки
Господа Фразера,
Кем вы были вчера?
fregimus
Jan. 2nd, 2009 11:42 am (UTC)
Вы не знаете, что здесь значит выделенное место? Не понимаю.

Hoc mense… servis coenas adponebant matronae, ut domini Saturnalibus: illae, ut principio anni ad promptum obsequium honore servos invitarent…
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 11:46 am (UTC)
Hoc mense - это когда?
fregimus
Jan. 2nd, 2009 11:47 am (UTC)
В марте. Тот отрывок, что я перевел — первая цитата в записи.
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 11:51 am (UTC)
Значит, "в марте хозяйки давали обеды для рабов, как хозяева (делали) во время Сатурналий". Разве нет?
fregimus
Jan. 2nd, 2009 12:07 pm (UTC)
А-а-а! Спасибо.
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 12:16 pm (UTC)
Да чего уж.
fregimus
Jan. 2nd, 2009 10:46 am (UTC)
Запутали вы меня. Это Овидий в 6 книгах в одном томе Леба. А всего там Овидия, кажется, 7 томов. Метаморфозы в двух.

P. S. Ottobib ссылку интередную дает: «Овидий и др. Овидий в 6 томах…» http://ottobib.com/3787

Edited at 2009-01-02 10:49 am (UTC)
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 11:02 am (UTC)
В шести, в шести томах лебовский Овидий:
http://www.hup.harvard.edu/loeb/author.html
fregimus
Jan. 2nd, 2009 12:09 pm (UTC)
А эта серия у классицистов как бы крутая, да?
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 12:15 pm (UTC)
Ну, она авторитетная, конечно. Но там голый текст с англ.переводом, без всяких комментариев, только вступительная небольшая. Скуповато, в общем.
fregimus
Jan. 2nd, 2009 12:19 pm (UTC)
В статье-то есть кое-что интересное как раз. В Петровском, что в сети, только комментарии к довольно очевидным вещам, а тут — все-таки рассуждения, ссылки на кое-что. Вот отсылка к славянскому ритуалу — интересно.
roman_shmarakov
Jan. 2nd, 2009 06:41 pm (UTC)
В общем, Лебовская библиотека - это хорошо, но мало. Всегда чем-то дополнять приходится.
fregimus
Jan. 2nd, 2009 08:46 pm (UTC)
Понятно, спасибо.
oaristes
Jan. 2nd, 2009 10:47 am (UTC)
Спасибо :) Раньше толком об этом не задумывался. А я правильно понял, что в году из десяти длинных месяцев март приходился на то время, когда на севере был холодный снежный сезон? :) Впрочем, и в Италии тогда климат был посуровее, если не ошибаюсь.
fregimus
Jan. 2nd, 2009 10:54 am (UTC)
А я так и не смог в их календаре разобраться. Макробий вообще пишет о 10 месяцах по 30 дней в каждом, но я не уверен, что он хорошо себе представляет все несчастья сельского хозяйства, происходившие бы от такого календаря. В Смите предлиннючая статья с астрономическими ошибками про календариум, только я ее ниасилил: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/SMIGRA*/Calendarium.html

Edited at 2009-01-02 10:54 am (UTC)
oaristes
Jan. 2nd, 2009 06:36 pm (UTC)
Да, сложно :)
fregimus
Jan. 2nd, 2009 11:34 am (UTC)
Климат
Фаган (Fagan B. The Long Summer. New York: Basic Books, 2004), с. 192, приводит карты со ссылкой на (Crumley C. L., ed. Historical Ecology. Sanfa Fe, 1994). В 1200-300 до Италия в континентальной зоне, с 300 до по 300 н. э. средиземноморский экотон смещается к северу, так что в средиземноморском климате оказываются целиком Франция и Германия, а в 500—900 н. э. уходит еще севернее границы 1200 г. до н. э., фактически до южного берега Средиземного моря, так что Италия опять в континентальном климате.
lunarrainbow
Jan. 3rd, 2009 02:03 am (UTC)
По существу за прошедшее время мало что изменилось.
fregimus
Jan. 3rd, 2009 04:05 am (UTC)
Вот это да! Вы были на церемонии, где старый год одевали в козлиную шкуру и выгоняли его палками? Эх, а я-то такое пропустил!
lunarrainbow
Jan. 3rd, 2009 05:07 pm (UTC)
Так давайте восстановим славную традицию ;))
( 25 comments — Leave a comment )