?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непараллельные судьбы

Статья о В. А. Котельникове в S&TRF 09.05.08, via sergepolar

Судьба одного человека может определить, «направить судьбу целого народа или даже всего человечества», писал Стефан Цвейг. Думается, в минуты наивысшего драматического напряжения истории влияющих на нее личностей оказывается немало. К таким безусловно относится и Владимир Котельников, выдающийся ученый, чьи работы в области криптографии внесли огромный вклад в нашу победу в Великой Отечественной войне.

Я здесь вспоминаю о другом человеке, работа которого с шифрами до и во время войны тоже спасла тысячи, если не десятки тысяч жизней — Алане Тьюринге. До войны, в 1936 г., когда ему было 24 года, он уже опубликовал свою самую знаменитую работу по теории чисел, On Computable Numbers. Затем работал на Станции Икс (Блетчли Парк), секретной организации, занимающейся криптоанализом, где придумал, разработал и руководил постройкой электронных машин, способных расшифровать коды немецких криптографических устройств «Энигма» (1938—1940 гг.) и его усовершенствованного варианта, а затем предложил математические основы расшифровки кода нового немецкого аппарата «Лоренц» (к 1943 г). Работал он и в той же области, что и В. А. Котельников, шифровании голосовой связи, совместно с американскими специалистами из лаборатории Белла.

За создание шифраторов Котельников и его коллеги по лаборатории получили в марте 1943 года Сталинские премии I степени.

А Тьюринг получил за свою работу от английской короны унизительное уголовное дело, увольнение, лишение всех секретны допусков, принудительное лечение в психиатрической больнице, и, в конце концов, затравленный от имени закона, покончил с собой. Когда он умер, ему было чуть больше 40.

Вот такие разные судьбы.

Tags:

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
uncle_lex
May. 11th, 2009 10:30 am (UTC)
Если не ошибаюсь, Тьюринг получил всё это за гомосексуализм, не так ли?
fregimus
May. 11th, 2009 10:31 am (UTC)
Да, как бы это ни невероятно звучало.
(no subject) - uncle_lex - May. 11th, 2009 10:45 am (UTC) - Expand
fat_crocodile
May. 11th, 2009 10:39 am (UTC)
Спасибо, не знал.
И что "у них" тоже была уголовная статья за гомосексуализм тоже не знал.
fregimus
May. 11th, 2009 10:47 am (UTC)
История Европы, если посмотреть на нее не через современный школьный учебник, полна дикости. К сожалению, еще далеко не изжитой.
cmike
May. 11th, 2009 11:27 am (UTC)
И что "у них" тоже была уголовная статья за гомосексуализм тоже не знал.
В США последняя статья была отменена Верховным Судом в 2003 г., кажется (эта часть законодательства регулируется на уровне штата, но законодательство на уровне штата Верховный Суд может признать неконституционным).
fat_crocodile
May. 11th, 2009 11:42 am (UTC)
Ну, тут пожалуй важнее правоприменительная практика всё-таки.
(no subject) - cmike - May. 11th, 2009 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 11th, 2009 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 11th, 2009 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 11th, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 12th, 2009 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 12th, 2009 02:50 pm (UTC) - Expand
v_abrosimov
May. 11th, 2009 10:41 am (UTC)
Мои слова, наверное, поднимут волну, но в современных реалиях все было бы в точности до наоборот :( Имя Тьюринга было бы известно всем, Котельников имел бы в лучшем случае признание в узком кругу специалистов. Неисключено, что упор бы делался именно на ориентацию Тьюринга.
fregimus
May. 11th, 2009 10:45 am (UTC)
Прекратите. История бывает только один раз.
cmike
May. 11th, 2009 11:22 am (UTC)
Какой, однако, иезуитский пост! Вроде бы не лживый, но ничего не говорящий о том, что там было с Тьюрингом и широко открывающий дверь любым трактовкам.
fregimus
May. 11th, 2009 11:23 am (UTC)
Извольте объясниться.
(no subject) - timur0 - May. 11th, 2009 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 11th, 2009 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - May. 11th, 2009 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 11th, 2009 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - May. 11th, 2009 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 12th, 2009 04:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - May. 12th, 2009 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 12th, 2009 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - May. 12th, 2009 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 14th, 2009 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 15th, 2009 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 15th, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 17th, 2009 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 18th, 2009 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 17th, 2009 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - May. 12th, 2009 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 12th, 2009 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 11th, 2009 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - bitch_lizzie - May. 11th, 2009 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 11th, 2009 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 11th, 2009 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fat_crocodile - May. 11th, 2009 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - May. 11th, 2009 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cmike - May. 12th, 2009 02:36 pm (UTC) - Expand
schegloff
May. 11th, 2009 12:16 pm (UTC)
Вопрос формулировок
Интересно, обнаружься у Котельникова любовник, связанный с германской разведкой?...
fregimus
May. 11th, 2009 07:59 pm (UTC)
Re: Вопрос формулировок
В СССР с этим было проще. Тогда еще можно было сделать врагом народа. Позже — упечь как помешанного.

Доб. Перечитал и сам не понял. Я хотел сказать, что любовник бы не потребовался, если бы понадобилось его запереть, то накатанная дорожка была другая. В Англии накатанной дорожки не было, потому что не было таких массовых репрессий, как в СССР или в США, так что каждый раз приходилось выкручиваться — пищевые отравления, автокатастрофы, или, как в данном случае, компромат.

Edited at 2009-05-12 04:08 am (UTC)
dm_kalashnikov
May. 11th, 2009 05:09 pm (UTC)
Спасибо, интересно. У меня давно уж вопрос возник по теме http://dm-kalashnikov.livejournal.com/81775.html
fregimus
May. 12th, 2009 04:02 am (UTC)
Да, спасибо. Я знаю, что Тьюринг основывался на его работах. Не знаю точно сути этих исследований, работ этих не читал. Но немцы с 1932 года тоже ведь на криптолаврах не почивали.
( 46 comments — Leave a comment )