?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нельзя сказать с уверенностью, где и когда началась история карточных игр. Источники отсылают к описаниям игры, подобной карточной, известной в Китае в IX в., во времена династии Тан; мало что достоверно известно об этой игре. Другие утверждают, что игры, подобные карточным, существовали и в Индии того же времени.

Карты, подобные современным, были занесены в Европу Мамлюками в середине XIV в. В колоде того времени, как и в современной, было 52 карты, по 13 каждой из четырех мастей: монеты, чаши, клюшки и сабли. 10 из 13 карт имели числовые обозначения от 1 до 10, а 3 карты составляли «королевский двор»: они назывались ملك (malik), نائب ملك (nā'ib malik) и ثاني نائب (thānī nā'ib), что можно приблизительно перевести как «король», «вице-король» и «второй вице-король».

Первоначально, изготавливаемые вручную карты были дороги. Широкое распространение они получили, когда в самом начале XV в. была изобретена ксилография — печать с резной деревянной матрицы. Однажды изготовленная матрица позволяла отпечатать десятки экземпляров карты, благодаря чему комплект карт стал доступнее по цене. Чуть позже появилась техника гравюры на медной матрице, которая, хотя и была более трудоемка в изготовлении, выдерживала уже многие сотни оттисков.

Хотя 52-карточная колода была самой распространенной, и осталась таковою в наши дни, нам следует обратить внимание на другую, более сложную колоду из 78 карт, которую придумали в Италии в XV в. для игры «тароччини», заимствованной затем во Францию под названием «таро». В этой колоде в каждой из 4 мастей было еще по одной карте «двора» — королеве, которая и перешла затем в классическую тройку карт европейского «двора» — король, королева-дама и принц-юноша-паж-слуга. Кроме того, в колоде таро добавлена 21 козырная карта, а также одна карта с шутом, тоже перешедшая в современную колоду для покера: в ней два шута-джокера, и общее число карт равно 54. Русское название джокер заимствовано из англ. joker, «шут».

Число мастей — четыре — сохранилось со времен карт Мамлюков, но собственно обозначения их менялись в разных европейских культурах. Оригинальные масти некоторое время сохранялись в Италии, хотя в германских картах рисовались иные знаки: сердечки, бубенчики, листья и желуди. Современные знаки червей, бубен, треф и пик возникли во Франции в конце XV в. Соответствия мастей, насколько их можно проследить, таковы:
Мамлюки Италия, XIV—XV Франция, XV Германия, XV Россия, XVII Россия, XVIII Англ. совр.
монеты denari
монеты
carreau
квадраты
Schellen
бубенцы
бубны бубны diamonds
алмазы
чаши coppe
чаши
Cœurs
сердца
Herz
сердца
червоны черви hearts
сердечки
клюшки bastoni
жезлы
trèfle
клевер
Eichel
желуди
жлуды,
хрести
трефы,
крести
clubs
жезлы
сабли picche
копья
pique
копья
Laub
листья
вины, лопаты,
плути(!?)
пики,
вины
spades
лопаты

Интересно проследить, как произошли слова, обозначающие карточные масти и фигуры. Заимствованы они были вместе с картами из Чехии в XVI или XVII в. (Фасмер, Черных), и восходят большей частью к немецким терминам. Некоторые из них позднее заместились названиями французскими.

Тре́фы, род. треф, ед. треф, тре́фа. Происходит от фр. trèfle «треф» < «клевер» < вульг. trīfolum < лат. trīfolium < гр. τριφύλλι «клевер, трилистник». Слово известно с 1769 г. (Фонвизин, «Бригадир»). Не может быть заимствованием из нем. вопреки Фасмеру (Черных). У Джемса в 1618 г., однако, упоминаются «жлуды», восходящие, очевидно, к немецким «желудям», а также «хрести»; у Майкова («Игрок ломбера») в 1763 г. только в род.: «жлудей».

Че́рви, род. черве́й; че́рвы, черв; ед. редк. че́рва, че́рвы. Джемсон (1618) записал «червона карта», то есть красная, а в 1763 г. уже известно «черви»: «он мнит, что на червях санпрандер пребогат» (В. Майков). Образовано в русском карточном жаргоне под влиянием названий других мастей, не без влияния слова «червь».

Пи́ки, род. пик, ед. нет. От фр. pique, копье, зафиксировано в 1822 г. Старое название «вины» или «вини» происходит от слова «вино», от знака масти — виноградной грозди, варианта немецкого «листа». Упоминаются также «лопаты» и «плути» [в комментариях предлагают: возможно, «плуги»? —f]).

Бу́бны, род. бубён, ед. нет. Чешское слово bubny является калькой с нем. Schellen, «бубенцы». Зафиксировано как «бубена» у Джемса; «бубни», «бубнёвый» в 1780 г., «бубны», «бубно́вый» с 1789 г.

Вале́т, род. вале́та. фр. valet «слуга» < ст. фр. vasletvassellittus «молодой человек» < галло-ром. vassus «мужчина». Впервые упоминается в 1778 г. (Г. Комов «Описание карточных игр»). Старшее название — хлап < чеш. chlap, юноша (ср. «хлопец») известно с 1763 г. (Майков), но было отмечено Далем даже в 1866 году.

Туз, род. туза́. Это самое удивительное из каротчных названий. Происходит оно из ср.-в.-нем. dūstūs < ст. фр. dous < лат. duos, «два». Слово упомянуто Джемсом в 1618 г. Но почему «два»? Оказывается, ранее тузом называлась… двойка. Упоминается также название одноочковой карты ас, -а < чеш. as < нем. As < фр. as < лат. ās (единица веса и денежная единица в Риме). Название «туз» со временем вытеснило «ас» как название карты с одним очком. В других языках путаницы не случилось, например, по-английски туз называется ace.

Ко́зырь, род. ко́зыря. Происходит из польского kozyra, которое происходит от польского же слова… koza, «коза». Зафиксировано Джемсом в 1618 г. как «козор», а «козырь» упоминается в словаре 1731 г. (Вейсман). От козырной козы происходит также название карточной игры «козел».

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
timur0
Jul. 1st, 2009 05:35 am (UTC)
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Линогравюра
fregimus
Jul. 1st, 2009 06:54 am (UTC)
Ай! line engraving меня обмануло. Сейчас поправлю.
timur0
Jul. 1st, 2009 05:39 am (UTC)
>>плути(!?)

Полагаю, что все же "плуги" - форма на плуг похожа, да.
fregimus
Jul. 1st, 2009 08:10 am (UTC)
Да, что-то есть. Никак не найду ни подтверждения, ни опроверждения. Нашел у Потебни глагол «плути», т. е. «плуть» в современной транскрипции. Что бы он мог значить?..
(no subject) - wlite - Jul. 1st, 2009 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - wlite - Jul. 1st, 2009 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - wlite - Jul. 1st, 2009 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - Jul. 1st, 2009 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - Jul. 1st, 2009 08:36 am (UTC) - Expand
arno1251
Jul. 1st, 2009 05:45 am (UTC)
Спасибо, чрезвычайно интересно!
arno1251
Jul. 1st, 2009 05:50 am (UTC)
вдогонку
Мне отчего-то кажется не очень уместным слово "аттестовано". Такое впечатление, что обычно используется "зафиксировано". Нет?
fregimus
Jul. 1st, 2009 06:53 am (UTC)
Не знаю. Поправить, да?
(no subject) - arno1251 - Jul. 1st, 2009 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 09:23 am (UTC) - Expand
andrei_koval
Jul. 1st, 2009 01:28 pm (UTC)
Спасибо, тема весьма любопытная и в общем требует пространных выкладок. У меня есть один интереснейший знакомый, человек уже старый, но бодрый духом; так вот, он написал такую книгу: Ю. Берковский. Таро. Древнейшая система символов. М., Рипол классик, 2004 г., 576 с. Вот она сейчас лежит передо мной. Я пока что не удосужился внимательно её прочесть, но кое-какие из поднятых Вами вопросов там конечно обсуждаются. Хотя у Вас упор именно на этимологию названий мастей, а у него об этом нет ничего, он не филолог. Н вот напр. про соотношение двух колод, из 52 и из 78 карт, у него целая главка. По его мнению, исконной была 78-карточная колода, появившаяся в ИТалии в XIII в. благодаря то ли цыганам, то ли сарацинам (он утверждает, что в Италии 52-х карточная колода вообще не встречалась.) 52-х карточная колода появилась, как он считает, "путём изъятия ... части карт и упрощения символов мастей" (с. 555). О названиях мастей он говорит очень вскользь, его больше интересует символика, которую он связывает прежде всего с Каббалой и вообще, как видно из названия книги, пытается, как мы сказали бы, "изначальную систему символов", зашифрованную в картах Таро и восходящую, конечно же (по его мнению) к Древнему Египту. Но в частности про бубны он сообщает почти то же, что и Вы; считает, что символы французской колоды (52) восходят к арабам. В общем, есть кое-какие соображения любопытные.
fregimus
Jul. 1st, 2009 03:13 pm (UTC)
С картами таро в германском мире связаны всякие таинственные придумки; собственно романские игры до Гернамии, а, значит, и до России не дошли. Поэтому неудивительно, что и в России к ним то же самое отношение. Ну а восходят все таинства, конечно же, к Каббале и Египту — так уж работает маятник Фуко; никуда не денешься: физика, мать наук.
(no subject) - andrei_koval - Jul. 1st, 2009 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Jul. 1st, 2009 09:10 pm (UTC) - Expand
luciferino
Jul. 1st, 2009 01:45 pm (UTC)
Мне кажется, что у мамлюков все-таки не "клюшка", а "булава" должна быть.
fregimus
Jul. 1st, 2009 03:06 pm (UTC)
Пишут, что клюшка для игры в поло. Если только мамлюки не играли в поло булавами — с них станется!
(no subject) - luciferino - Jul. 1st, 2009 04:01 pm (UTC) - Expand
ojka
Jul. 1st, 2009 03:32 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо.
fregimus
Jul. 1st, 2009 04:27 pm (UTC)
Да, интересная тема, пожалуйста.
fazerovich
Sep. 23rd, 2009 07:09 am (UTC)
"Тре́фы, <...> Не может быть заимствованием из нем. вопреки Фасмеру"

Почему? http://de.wikipedia.org/wiki/Kreuz_(Farbe)
Там как раз Treff.

fregimus
Sep. 23rd, 2009 07:22 am (UTC)
Не знаю. Черных так пишет, и дает этимологию от франц. trèfle.
( 30 comments — Leave a comment )