L. Fregimus Vacerro (fregimus) wrote,
L. Fregimus Vacerro
fregimus

Металлей. «Информант»

Студент Васечкин был на полевой практике впервые, так что профессор отправился с ним — разумеется, чтобы заставить его нервничать еще сильнее. Информант с одной огромной бровью во весь лоб смотрел на Васечкина с противоположного края стола. Васечкин включил диктофон и уставился в список Сводеша.

— Скажите, г-н Пематезит, как вы говорите «один»?

Информант приподнял свою двойную бровь.

— Одын?

Профессор нахмурился, глядя, как Васечкин тщательно выводит /адын/ и добавляет в скобках «восходящая интонация».

— Подождите секундочку, Васечкин. — Профессор повернулся к информанту, — Да, г-н Пематезит, как вы произносите «один»?

Информант уставился на профессора.

— Одын, — недоверчиво глядя, медленно проговорил он.

Васечкин добавил «или нисходящая» перед «интонацией».

Профессор на секунду прикрыл глаза, как это умеют делать только профессора.

— На вашем языке, г-н Пематезит, как вы говорите «один» на вашем языке?

— А, бальюзски, да? А! — информант лучился готовностью и добродушием. — Одын что?

— Ага! — вскричал Васечкин, царапая блокнот.

— Нет-нет. По-видимому, мы должны помещать числительные в контекст. Выберите-ка существительное из списка.

— Ах, ну да. Как вы говорите «один человек»?

Информант задумался и, наконец, произнес:

— Так не говорят.

Васечкин и профессор переглянулись.

— Только если «пленник». Это будет «бакъе». Пленник. Ты его побеждал, да.

— Г-н Пематезит, — пробормотал профессор, чувствуя, что ситуация уплывает из-под контроля. — Посчитайте, пожалуйста, для нас от одного до десяти.

Васечкин нацелился карандашом в блокнот.

— Одын, — начал информант, оттопыривая большой палец, — два…

— Стойте, — приказал профессор, хватая Васечкина за руку, выводящую циркумфлекс.

— Профессор, — неуверенно начал Васечкин, — я думаю… Я даже не знаю…

— Продолжайте же, мой мальчик. — Профессор успокаивающе положил руку Васечкину на плечо. — Что мы с вами только что поняли?

— Мы поняли, — ответил Васечкин возбужденно, — что бальюзы заимствовали счет из русского языка!

— Нет, — твердо возразил профессор. — Мы только что поняли, что разум неравномерно распределен среди представителей различных культур. Г-н Пематезит, посчитайте, пожалуйста, от одного до десяти на вашем языке.

— Да! — ответил информант, теперь уже широко улыбаясь. Беззвучно текли минуты. Васечкин держал карандаш над блокнотом. Профессор упирался взглядом в стол. В тишине раздался щелчок, а за ним жужжание замирающего моторчика.

— У вас пленка кончилась, — поделился своим бесценным наблюдением информант.

__________________________
Оригинал: http://specgram.com/CLI.4/03.metalleus.informant.html
Tags: linguistics, zany
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments