?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня Нейроскептик (трансляция в ЖЖ: neuro_skeptic)напомнил о замечательной оптической иллюзии «вогнутого лица»:


(Не нажимайте мышью на этом видео, иначе попадете на другое, где молодой бородатый поэт пригыгыкивая читает свои белые стихи, причем преотвратные. Берегите себя.)

Никаким мысленным усилием победить иллюзию не удастся. Интересно, однако, что больные шизофренией не поддаются этой иллюзии!

Вот еще одна ее разновидность:


Достоверного объяснения этой иллюзии нет. Одна гипотеза такова, что мы ожидаем, будто лицо обязательно должно быть выпуклым. Другая — что любой объект, а не только лицо, воспринимается при неоднозначном визуальном восприятии выпуклым. Обе гипотезы, однако, не объясняют того факта, что шизофреники к этой иллюзии нечувствительны. Нейроскептик разбирает весьма неубедительные, на мой взгляд, попытки дать объяснения в статье Hill & Johnston (2007).

А дракона (он родом отсюда) можно напечатать и склеить самому. Там же собрано еще несколько интересных оптических иллюзий.

Прямые ссылки на видео на YouTube: дракон и маска Чарли Чаплина.

Популярные статьи (по-английски): SEED, This Image Is Not Moving и Wired, Schizophrenic Brains Not Fooled by Optical Illusion.

Tags:

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
brewbuilder
Sep. 19th, 2009 08:51 am (UTC)
Ура !!!
> Интересно, однако, что больные шизофренией не поддаются этой иллюзии!
те если человек выдит обратную сторону маски как выпуклое лицо,
то он не шизик?!
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:18 am (UTC)
Re: Ура !!!
Чаще всего да, но диагностического критерия я бы из этого сооружать не стал.
Re: Ура !!! - brewbuilder - Sep. 19th, 2009 11:23 am (UTC) - Expand
bitch_lizzie
Sep. 19th, 2009 09:15 am (UTC)
aaa!! это просто...великолепно, спасибо
one_gin
Sep. 19th, 2009 09:22 am (UTC)
Замечательно!
В понедельник доберусь до принтера и обязательно распечатаю :-)
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:18 am (UTC)
Re: Замечательно!
Расскажите потом, получается ли иллюзия с трехмерным дракончиком, хорошо?
Re: Замечательно! - one_gin - Sep. 29th, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - fregimus - Sep. 29th, 2009 12:38 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - one_gin - Sep. 29th, 2009 07:14 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - fregimus - Sep. 29th, 2009 07:59 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - and2u - Feb. 24th, 2010 04:24 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - fregimus - Feb. 24th, 2010 05:54 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - opossum - Jul. 20th, 2010 12:51 pm (UTC) - Expand
Re: Замечательно! - langov - Sep. 19th, 2009 12:33 pm (UTC) - Expand
timur0
Sep. 19th, 2009 09:28 am (UTC)
крутая иллюзия! интересно, а вживую она тоже есть? то есть когда смотришь на объемныйпредмет двумя глазами? придется распечатать дракона и проверить.

радует, однако, что не шизофреник :-) хотя бы по этому критерию ;-)
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:17 am (UTC)
Не знаю. Интересно проверить. Думаю, что если и есть, то гораздо слабее.
(no subject) - langov - Sep. 19th, 2009 12:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
bitch_lizzie
Sep. 19th, 2009 09:31 am (UTC)
получается что в данном конкретном случае шизофреники видят мир таким какой он и есть, а мы, здоровые люди, страдаем от иллюзии ;)) забавно :D
brewbuilder
Sep. 19th, 2009 09:40 am (UTC)
дык вредно, для душевного спокойствия, видеть мир каким он есть
(no subject) - bitch_lizzie - Sep. 19th, 2009 09:44 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Sep. 19th, 2009 10:31 am (UTC)
Шизофреник ли ты?
User krasovkin referenced to your post from Шизофреник ли ты? saying: [...] весьма неубедительные, на мой взгляд, попытки дать объяснения в статье Hill & Johnston (2007). Еще тесты via [...]
alverena
Sep. 19th, 2009 10:52 am (UTC)
Я видела когда-то что-то а-ля дракончик в жизни, так такого эффекта не помню - то есть, можно видеть и так и так. Как стереоскопические картинки. А на видео или фото - плоская картинка, игру свето-тени мы воспринимаем так, как привыкли. Например, в маске ведь лучше освещены получаются те места, которые выпуклые обычно - щёки, подбородок. Если смотреть только на верхнюю часть лица то иллюзия слабее, кстати.

А у шизофреников, возможно, что-то с памятью? Обращения к "долговременной" памяти и анализ данных за широкие промежутки времени настроен хуже, чем за короткие (если та часть выпуклая, значит, это вогнутая), например? Я не совсем поняла, на плоских картинках у них тоже нет сомнений по поводу того вогнутая картинка или выпуклая?
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:16 am (UTC)
Когда маска вращается, Вы видите, как она делается вдруг из вогнутой — выпуклой. Вот этот момент.
aamonster
Sep. 19th, 2009 10:54 am (UTC)
В смысле - достоверного объяснения нет?
То, что мозг на основании двумерной картинки строит трехмерные модели, надеюсь, понятно?
То, что в картинке данных недостаточно - понятно? (возьмите один кадр, когда маска повернута к нам обратной стороной, и сравните его с аналогичным кадром, когда маска повернута к нам лицом, только чтобы у обеих сторон была одинаковая раскраска - разницу видите?)
То, что как следствие мозг для построения моделей использует предшествующий опыт - надеюсь, тоже понятно?
То, что большинству людей в жизни попадаются нормальные лица, а не обратные стороны масок - понятно?
Итог: по одиночному кадру мозг должен построить трехмерную модель лица, а не обратной стороны маски.

Ну а дальше остается единственный момент. Определить, что окажется сильнее: весь предшествующий опыт человека или знание последних секунд, свидетельствующих, что маску только что повернули к нам обратной стороной. В принципе, можно волевым усилием переключаться с одного видения на другое.
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:15 am (UTC)
Хочется всему дать простое объяснение, да? Только вот неверно полагать, что у шизофреников нет предшествующего опыта.

Получается переключиться-то волевым усилием, или «в принципе возможно»?
(no subject) - aamonster - Sep. 19th, 2009 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aamonster - Sep. 19th, 2009 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 19th, 2009 04:24 pm (UTC) - Expand
alexandermarkov
Sep. 19th, 2009 11:25 am (UTC)
Нету у меня шизофрении. Жалко.
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:35 am (UTC)
Да не расстраивайтесь Вы так! А вдруг?..
sentiment_ru
Sep. 19th, 2009 11:56 am (UTC)
Уже видел и клеил этого дракона, он действительно поворачивает голову.
fregimus
Sep. 19th, 2009 11:57 am (UTC)
Даже объемный?
(no subject) - sentiment_ru - Sep. 19th, 2009 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 19th, 2009 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sentiment_ru - Sep. 20th, 2009 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Sep. 19th, 2009 09:48 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Sep. 19th, 2009 12:13 pm (UTC)
С Чаплиным только усилием воли увидел. И то - после дракона. С драконом тоже сразу не получалось, пока одновременно с видео не запустил - тут словно что-то щёлкнуло. Действительно здорово :)
fregimus
Sep. 19th, 2009 09:58 pm (UTC)
Да, это не просто.
nature_wonder
Sep. 19th, 2009 02:39 pm (UTC)
Да, хорошие иллюзии. Я к таким чувствителен - никаким усилием не могу увидеть как есть.
fregimus
Sep. 19th, 2009 09:57 pm (UTC)
И я не могу.

Тут интересно еще и другое — а почему так многим кажется, будто бы они должны бы мочь?
spamsink
Sep. 19th, 2009 02:49 pm (UTC)
Когда я несколько лет назад его впервые собрал (на работе, причем), я был шизофреником, пока не закрыл один глаз. Когда открыл - снова стал шизофреником. Через некоторое время я, тем не менее, научился видеть иллюзию обоими глазами.
Мораль: шизофреники - люди, которым здоровье не позволяет тренироваться видеть то, чего от них хотят.
fregimus
Sep. 19th, 2009 04:32 pm (UTC)
Хорошая у Вас работа — драконов клеить!

Да, несмотря на диагностические критерии, душевное здоровье — вещь относительная. Есть несомненные случаи, конечно, но более легкие зависят от того, где границу проведешь. Не только шизофрения, многие болезни, Аспергер особенно — порой явные признаки наблюдаешь. Тридцать лет назад MS считался психическим заболеванием почему-то, например, хотя когнитивные отклонения обычно невелики, не показательны и никогда не происходят отдельно от прочих симптомов.

Так что да — от общественного бессознательного тут слишком многое зависит.
(no subject) - spamsink - Sep. 19th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
dorinem
Dec. 17th, 2009 03:27 pm (UTC)
Я дракона клеила. Тоже на работе, пока ДНК резалось. :) Вначале надо было приложить усилия - глаза сощурить, угол поменять. А потом - без напряга, всё стало выпукливаться.
fregimus
Dec. 17th, 2009 06:37 pm (UTC)
Даже двумя глазами получилось?
(no subject) - dorinem - Dec. 17th, 2009 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Dec. 17th, 2009 07:11 pm (UTC) - Expand
( 48 comments — Leave a comment )