?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цитата года: Логика есть совокупность идеальных конструктов для искренних людей, которые не лгут ни себе, ни другим.



Помогите, кто чем может: я тут русского языка плохо-плохо знаю, а мне хочется подобрать русские слова для таких вот мозговедческих понятий:

Awareness

Общее свойство организмов, обрабатывающих достаточно высокоуровневую информацию от внешней среды (они могут реагировать на нее или накапливать, хотя бы потенциально). Этим свойством обладает робот со зрением, муха, но не обладает вегетативный пациент. Я говорил «бдение» — так можно?

Consciousness

Русская калька «сознание», кажется, верно передает смысл этого слова только в узком контексте «пациент находится в сознании». Практически это то же самое, что и awareness, но применяется в основном к человеку. О собаке можно сказать conscious, а о муравье — только aware. Совершенно не представляю, как это будет по-русски.

Self-awareness или self-consciousness

Awareness of one's own awareness, если можно так сказать. Cogito ergo sum. Признание себя как предмета в мире. Тоже не знаю хорошего слова.

Cognition

Видимо, «мышление»? Бо́льшая часть этого слова, по-видимому, оказывается в русском понятии «сознание» — оно включает, если правильно понимаю, и cognition, и consciousness.

Sentience

Осмысленное субъективное восприятие информации. «Разумность»?

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
fandaal
Apr. 13th, 2010 08:28 am (UTC)
aware - осознавание скорее.
cognition - познание, и оно бывает без- и подсознательным. доказано.
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:57 pm (UTC)
В медицине — скорее да, это aware выше ступенью, чем conscious — patient is conscious and fully aware. В мозговедении (хотя в когнитивистике, в философии сознания и в психологии разные смыслы) — это более низкий уровень сложного, центрального действия (т. е. выше рефлекса).

Cognition познание — хорошо, годится.

Edited at 2010-04-13 05:58 pm (UTC)
lugovskaya
Apr. 13th, 2010 08:33 am (UTC)
Self-awareness или self-consciousness - самоосознание?
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:53 pm (UTC)
Да, хорошо. Это термин?
(no subject) - lugovskaya - Apr. 13th, 2010 06:53 pm (UTC) - Expand
karras
Apr. 13th, 2010 08:40 am (UTC)
Awareness
Я бы, пожалуй, переводил как "внимание". Если уж брать контекст "бдения", то тогда "сознание" в смысле активации коры, уровня бодрствования.

Consciousness
«Сознание» =) Awareness в моем понимании все-таки ближе к вниманию и генерализованным реакциям активации.

Self-awareness или self-consciousness
"Самоосознание" по-моему вполне хорошее слово.

Cognition
Познание, когнитивная способность.
http://lingvo.yandex.ru/en?text=Cognition&lang=en&search_type=lingvo&st_translate=on

Sentience
Ну, лингва переводит как способность ощущать, либо чувствительность. Я в контексте редко слово встречал, потому сложно что-то бОльшее сказать.
vovkav
Apr. 13th, 2010 08:57 am (UTC)
Осознание и осознанность поступков
pstas
Apr. 13th, 2010 11:34 am (UTC)
Pattern
Кстати, как лучше всего перевести pattern?
and2u
Apr. 13th, 2010 02:53 pm (UTC)
Re: Pattern
Шаблон
Re: Pattern - fregimus - Apr. 13th, 2010 05:49 pm (UTC) - Expand
stalinist
Apr. 13th, 2010 12:25 pm (UTC)
Образчик женской логики
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:31 pm (UTC)
Завидую белой завистью — Вам ни разу не пришлось столкнуться с «женской логикой». Нет, это не она.
and2u
Apr. 13th, 2010 02:52 pm (UTC)
Consciousness - самосознание
Self-awareness или self-consciousness - самоотчет.
?
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:30 pm (UTC)
Самосознание — не уверен, что здесь «само».

Кажется, и самоотчет не совсем то — подразумевается не столько осознание своего существования, сколько нравственная оценка своих действий: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=856
antonk83
Apr. 13th, 2010 03:41 pm (UTC)
Cognition вроде познание?

Sentience, кажется, как раз иногда противопоставляется sapience, т.е. способность к чувственному опыту (as opposed to мышление).
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:25 pm (UTC)
Да, насчет sentience Вы правы.

«познание» — как термин, да? (почему «вроде»?)
(no subject) - antonk83 - Apr. 13th, 2010 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonk83 - Apr. 13th, 2010 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fregimus - Apr. 14th, 2010 03:17 am (UTC) - Expand
skuvshinkou
Apr. 13th, 2010 03:48 pm (UTC)
есть нек качеств разница когда употребляют сознание, осознанность и сознательность
восприятие, восприимчивость
самоосознание
мышление
попробуйте подобрать подходящее по смыслу под Ваши определения
fregimus
Apr. 13th, 2010 05:25 pm (UTC)
Попробую. Устоявшейся терминологии, похоже, нет?
(no subject) - ginger_jane - Apr. 13th, 2010 08:13 pm (UTC) - Expand
skuvshinkou
Apr. 13th, 2010 08:38 pm (UTC)
понятия не имею
в поведенческих науках своя терминология. сколько ученых столько типологий и терминов м.б. в принципе. похоже вы различные состояния сознания описываете. или уровни восприятия или качеств характеристики. я знаю, что когда говорится be aware - это значит, быть осознанающим, включенным. наверное, также и у робототехники со зрением и насекомых. self-consciousness нередко переводят как самоопределенное, в т.ч само-детерминированное поведение. когнитивное прямо ассоциируется с познавательными механизмами у людей и животных итп. под паттерном м.подразумевать типичную модель итд. иногда разумнее и не переводить...
fregimus
Apr. 14th, 2010 03:16 am (UTC)
Спасибо, хорошо.
3kc2z3olvvro_z2
Apr. 15th, 2010 06:43 pm (UTC)
Чисто интуитивно:

Cognition - Познавание

Sentience - Понимание
(Anonymous)
Apr. 21st, 2010 02:27 pm (UTC)
А почему Вам тогда не интересно понятие alert? про животных мы так чаще говорим тут - обострённое восприятие, да?
(Anonymous)
Apr. 26th, 2010 11:09 pm (UTC)
ой блин мега круто!!!
я сам хотел бы узнать как это перевести. когда-то встречался уже. понятия я к этому могу привязать, но вот сформировать слово-перевод тяжило.
итак
(ой как круто я прям валнуюсь!! капец!)

awareness - это на сенсорном уровне реакция. типа вас тыкают горящей палкой - у вас загораецца красная лампочка. вы отдергиваете руку от горячего незадумываясь. вы не говрить "ай блиа", "ай блиа" - это ме тот уровень. вот кстати счяс запутаю: цветы открываются солнцу, а вегетативный пациэнт не пускает слюни на еду (наверна).
awareness - это скорее способность вегетативной нервной системы =) (можна по-викать).
бди - это да. только с таким же успехом можна сказать "оргазмируй". бдеть нельзя себя заставить, можно лишь не отвекацца.
awarenessа можна напугать =)
awareness - способность к реакции на внешнее возбуждение. чувствительность.

сonsciousness - это сознательное. думающее. это когда есть какаята система (сенсорная), она сама на себя может быть замкнута. я сибе думаю, получаю результат, потом думаю над результатом, итд., можно ваще до бесконечности. это вот комп повиснет сибе в сonsciousness и нифига он не aware на клавиатуру.
сonsciousness - способность к мышлению. соображение. сообразительность. способность делать результат из предыдущего результата.

Self-awareness - это способность к самоощущению себя. способность проверить горит ли красная лаппочка когда прикасаемся к красному. нащупать себя. одними своими сенсорами проверить другие свои сенсоры. ощущать себя.

self-consciousness - осмысливать себя. в этой системе, которая сама на себя может замыкацца и ничего не ощущать, это воозможность самой сообразить себя. эмулятор PC для PC. Во сне подумать что ты спиш и проснутся в сне. сюда подходит Cogito ergo sum (он щитал шо не существует если не воображает себя).

Cognition - когнитивность)
(сложно блин, слов нехватает. отельно слово почти не встречял) Процесирование образов в сознании [consciousness] (если можна так сказать то): сравнение, вычитание, объединение, дополнение, итд. Это вы непросто можете создать образ овоща, а вы можете сравнивать его с другими овощами, да еще и придумать класы овощей, и отделать этот клас от класа фруктов.

sentience - (словарь говорит) чувствительность, способность ощущать. (я согласен).
это не разумность.
-----

сейчас все эти понятия могут быть спутаны. поскольку сознание может позволить сибе смоделировать сенсорную систему.
вот например я ведусь на "представте сибе перила на лестнице. я как и все_ спускались по перилам на жопе. а вот теперь предствьте они острые как лезвие бритвы." я блин зажимаю ладошки и кусаю губы (шоб типа кровь не текла и от боли). но это существует в воображении.
пытаюцца делать и обратное. падать вверх. бдеть. симулировать оргазм), разговаривать с кефиром, и ходить с ним в гости к булочке. сознанию уже совсем пофиг на сенсорную систему, она уже может ее не слушать. "Бог пошол в магазин и в очереди наплевал черту на спину/хвост". сознанию все до красной лампочки, оно даже может не реагировать на сенсор "ой айяяй погибаю блин".
(вот пост пра разгаворы с предметами, это да))

ЗЫ: (кто-то где-то говорил, или я так думал): язык это выражение мыслей, а вот елементы мыслей и языка могут быть несоовтетствовать друг другу. (это наверное какоето из определений языка)

qtplix
fregimus
Apr. 27th, 2010 06:15 am (UTC)
Re: ой блин мега круто!!!
Да, иногда кажется, что мысли и элементы языка друг другу не соответствуют. А потом приглядишься повнимательнее — да нет, соответствуют, все в порядке.
Re: ой блин мега круто!!! - (Anonymous) - Apr. 27th, 2010 07:35 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Apr. 26th, 2010 11:40 pm (UTC)
кстати да
Consciousness можно проверить только если вы Awareness. А если вы не реагируете на возбуждения, возникает неопределенность. Это для вас компутер "повис" а на самом деле он упорно что-то сибе соображает)) , просто вам это не нравицца.
В разных языках по разному по тому, что соображатели говорящие на разных языках додумались исторически до разных уровней понимания, так оно и застыло в словах этой культуры.

можна доспекулировцца до того, что непонятно будет что было первым сенсорика или думательность. ведь вы их идентифицыруем только когда они начинают друг с другом взаимодействовать. Сенсорика исторически может (ошибочно) считатся первичной, поскольку в эмбрион мы можем тыкать иголки и он будет реагировать, и как бы поэтому сенсорика парвичней. но может быть соображению было в тот момент пофигу на сенсорику, оно сибе чо-то там думало, непонятно даже чево.
это типа кампутер грузицо, но на клаву не реагирует, хотя кнопки рабочие))

+1 за понятия в голове Ейнштейна.

qtplix
(ой я прям тащусь от себя. спасибо за пост!)
antimantikora
Apr. 27th, 2010 12:14 pm (UTC)
В психологии терминология не столь упорядочена, как хотелось бы. Всяк толкует и переводит как хочет. Обычно проводят такие терминологические параллели, соответственно и переводят.

awareness - осознание (реже восприятие - вместо perception)
self-awareness - самовосприятие
consciousness - сознание
self-consciousness - самосознание
cognition - мышление (в философии - познание)
Sentience - чувствительность (используется редко, обычно sensitivity) в контексте "собачки тоже чувствуют!"
fregimus
Apr. 27th, 2010 05:37 pm (UTC)
Спасибо. В целом, картина складывается, а разнобой я сразу заметил.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 33 comments — Leave a comment )