?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нихачу!

Трагедия в четырех измерениях, не содержащая ни одной мысли автора.

II. Новое время

Все существующее подчинено одним законам, но во всем существующем есть разделение между живым и не живым. Живое подчиняется кроме общих неорганических законов, еще другим, свойственным только живому миру, законам. В чем же состоит различие живого и не живого? Различие это познается человеком непосредственно, потому что он чувствует себя объединенным и живым.

Что такое есть сила этого объединения или жизни? Происходит ли живое по законам неживого? Нет… Держится ли оно вследствие законов не живого? Нет. Исчезает ли оно вследствие законов неживого (самоубийство)? Нет. Но есть ли в этой силе или явлении что-нибудь, что бы уклонялось от законов не органических, допустив, что наука открыла все то к чему она стремится? Нет. Следовательно, жизнь не есть сила в смысле неорганических сил, ибо, если бы это была сила то она по закону сохранения сил не исчезала бы, и не последствие сил, ибо если бы это было последствие сил, мы бы могли найти ее причины в неорганических силах, а неорганические силы не могут быть признаны причинами жизни.

Все существующее доступно мне двояко: 1) как все неживое, подчиненное одним неизменным законам сохранения материи и сил и взаимодействия их и 2) как все живое, действующее по тем же законам, но доступное мне как живое, имеющие значение и смысл по другим законам, недоступным моему разуму.

Первое есть отношение живого к не живому — понимание его. Второе — отношение живого к живому и непонимание его разумом, но полное знание его изнутри, непосредственно, знание самого себя.

Законы неорганические относятся только к неживому, живое же вне этих законов и законы его недоступны разуму.

Л. Н. Толстой. «О душе и жизни ее вне известной и понятной нам жизни».

I. Античность

Сократ: Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога — Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, о кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой — судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

Платон. «Федр». Пер. А. Н. Егунова.

III. Современность

Если люди воображают или пытаются создать мыслящие машины, то это происходит оттого, что они тайно усомнились в собственном разуме, оказались придавлены его чудовищной и бесполезной тяжестью: и вот они изгоняют его, словно бесов, чтобы он вселился в машины, и они смогли бы играть с ним и радоваться освобождению от бремени. Передача разумности машинам освобождает нас от всякой претензии на знание, подобно тому как передача власти политикам позволяет нам смеяться над всякой претензией обладания властью.

Если человек мечтает об оригинальных и гениальных машинах, то это происходит оттого, что он усомнился в своей оригинальности — или же предпочитает отделаться от нее и наслаждаться ею посредством машин. Машины предлагают спектакль мысли, и управляющий ими человек отдается этому спектаклю более, чем самому процессу мышления.

Их не зря называют виртуальными: они поддерживают мысль во взвешенном и неопределенном состоянии до момента исчерпывающего знания. Акт мысли в такой ситуации разлагается на неопределенно большое количество дискретных элементов. Вопрос о мысли, подобно вопросу о свободе, в этих условиях вообще не встает. Будущие поколения будут пересекать жизнь как воздушное пространство, пристегнувшись к сиденью — и, сходным образом, человек эры искусственного интеллекта будет пересекать ментальное пространство, пристегнувшись к компьютеру. Виртуальный Человек, обездвиженным перед компьютером, станет заниматься сексом при помощи экрана и обучаться при помощи телевизора, словно калека или идиот в инвалидном кресле — такова цена, которую приходится платить за операциональность. Можно предположить, что рано или поздно очки и контактные линзы интегрируются в протез, где не останется места для самого взгляда; подобным же образом, следует опасаться того, что искусственный интеллект и его техническое оснащение сольются в протез, где не будет места мысли как таковой.

Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла». Пер. dennettа.

IV. Поздневековье

ИИ — это безсмыслица и те кто пытается его сотворить толька зря теряют время, лутше бы нашли вакцину от СПИДа.

Пользователь № 586, г. Серпухов.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
nature_wonder
Feb. 18th, 2008 07:12 am (UTC)
ух ты, а Сократ-то далеко не дурак!
fregimus
Feb. 19th, 2008 03:20 am (UTC)
Аднзначна!
arno1251
Feb. 18th, 2008 07:46 am (UTC)
Знаменито! А отчего порядок пунктов изменён?
fregimus
Feb. 19th, 2008 03:19 am (UTC)
А в четырех измерениях всегда так: отсюда посмотришь — один порядок, оттуда — другой порядок, а еще отсюда — ну просто бардак какой-то! :-)
mr_finder
Feb. 18th, 2008 02:18 pm (UTC)
Пользователю из Серпухова незачёт. :)
ИИ уже существует.
fregimus
Feb. 19th, 2008 03:11 am (UTC)
Зависит от того, что называть ИИ. Универсального адаптивного интеллекта, когда я последний раз проверял, не было. :-)
( 6 comments — Leave a comment )